Вектор


Назло покупателям

Пик «Мегафона»

Минсельхоз думает о повышении ставок таможенных пошлин на некоторые товары, в частности сливочное масло и сыры, заявила министр сельского хозяйства Елена Скрынник. В начале апреля Национальный союз производителей молока предложил правительству повысить ставку ввозной пошлины на сухое молоко и сливки с нынешних 25 до 40%, на сливочное масло – с 15 до 20%, но не менее 0,8 евро за 1 кг, на сыры и творог – с 15 до 25%. Цель – защитить внутренний рынок: согласно доктрине продовольственной безопасности, доля отечественного молока и молочной продукции должна быть не менее 90%. В 2010 г. доля импорта достигла 19,2% против 16,8% в 2009 г.

Закупочные цены на сырое молоко в России после пика в конце января только начали снижаться: с 17,89 руб. за 1 кг до 16,31 руб. за 1 кг на начало апреля. Закупочные цены в Европе примерно в 1,5 раза ниже. Так что повышение пошлин вполне может защитить отечественного производителя: доля импорта может существенно сократиться, цена на российское сырье падать перестанет. Но кто защитит отечественного покупателя? По данным Росстата, покупательная способность населения по категории «молоко» снизилась в январе – феврале 2011 г. по сравнению с январем – февралем 2010 г. на 10,7%.

В IV квартале 2010 г. «Мегафон» поставил рекорд по доле дополнительных услуг в выручке от мобильной связи – она достигла, по подсчетам AC&M-Consulting, 25,1%. У конкурентов – МТС и «Вымпелкома» – 23,2 и 22% соответственно. Безоговорочным лидером «Мегафон» стал только в одном сегменте дополнительных услуг – мобильном интернет-доступе. Именно здесь «Мегафон» развивался активнее конкурентов – инвестировал в строительство сетей третьего поколения в кризис, когда соперники, наоборот, придержали капвложения.

Спрос на мобильный интернет наверняка продолжит расти. Но темпы роста выручки операторов от большинства других неголосовых услуг – sms- и mms-сообщений, продажи контента и т. д. – замедляются. Новые же сервисы вроде мобильной коммерции пока приносят мизерные деньги. Поэтому не факт, что удельный вес дополнительных услуг в доходах сотовых компаний продолжит расти. Даже у продвинутых зарубежных операторов он редко превышает 30%.

Договорились по-братски

В грядущем IPO Номос-банка может принять участие словацкий банк J&T, сообщила чешская газета E15. Издание ссылается на обращение J&T к своим клиентам, в котором говорится об «интересной возможности поучаствовать в развитии банковского сектора в стране, международная репутация которой улучшается». Инвестиции в «Номос» могут составить по крайней мере $20 млн, в то время как сам банк планирует привлечь в ходе размещения $600–700 млн.

Группа J&T работает на российском рынке не первый год, а один из ее бывших совладельцев, Петер Корбачка, занимается здесь недвижимостью: его J&T Real Estate, в частности, принадлежит московская гостиница «Балчуг Кемпински». Но самое примечательное в этой истории то, что свою долю в «Номосе» (почти 20%) продает брат Петера Корбачки Роман. Похоже, без братского совета, в какой банк в какой стране можно вложить деньги, тут не обошлось.