Потери в сервисе

Продажи восстанавливаются, но автодилеры еще долго будут ощущать последствия кризиса – из-за оттока машин, у которых закончилась гарантия, снижается рентабельность автосервиса

Рентабельность авторизованных сервисов за последний год снизилась на 5–7%, рассказали сотрудники шести дилеров. До кризиса она составляла 25–30%, оценивает один из них. Маржа с продажи машин, по его словам, редко превышает 5%.

Снижение выручки и рентабельности сервиса произошло из-за оттока гарантийных машин – сказалось резкое снижение продаж новых машин в 2009 г. после пика 2008 г., говорит директор Inchcape по Петербургу Артем Фоменко. По данным «Автостата», в 2008 г. в городе было продано 150 000 иномарок, в 2009 г. рынок сократился на 45%. В прошлом году продажи увеличились на 15%.

С конца 2009 г., после того как стали заканчиваться гарантии машин 2007–2008 гг. выпуска, отток клиентов из сервисов составил примерно 10–15%, рассказывает руководитель дилера одной из популярных марок. В лучшие времена доля сервиса в прибыли дилера составляла около 20% за счет объема проданных машин, в 2009 г. эта доля выросла до 75% из-за падения продаж, а в прошлом году доли сравнялись, говорит он.

Дилеры постарались сохранить загрузку сервисных центров, если из них уйдут мастера, то набрать их снова в условиях роста будет проблематично, считает топ-менеджер федерального дилерского холдинга. Для сохранения загрузки дилеры решили конкурировать с независимыми автомастерскими, предоставляя скидки на постгарантийный ремонт, говорит член совета директоров группы «Лаура» Михаил Логутенко. В его автоцентрах скидки на такие работы составляют 10–30% в зависимости от возраста автомобиля. Аналогичные скидки предоставляют еще шесть крупных автохолдингов, опрошенных «Ведомостями». Из-за скидок в основном и снижается рентабельность работ, говорит сотрудник федерального автохолдинга. Впрочем, за последние два года дилеры повысили стоимость нормо-часа на 10–20%, сказал руководитель дилера одной из популярных марок. Из-за инфляции расценки выросли с 1300–2200 руб. в начале 2009 г. до 1500–2900 руб. в час, сообщили менеджеры семи компаний, опрошенных «Ведомостями». Средняя стоимость нормо-часа на независимых станциях, занимающих около 80% рынка, – 1000 руб., в кризис она не менялась, говорит владелец одной из них.

Самый глубокий провал сервиса, по словам гендиректора дилера GM «Атлант-М Лахта» Евгения Пекарского, пришелся на конец 2010 г. Клиенты возвращаются, но медленно, замечает Логутенко. До кризиса на обслуживании у дилера после окончания гарантии оставались около 60% клиентов, сейчас – половина, рассказывает он. Доля постгарантийных машин на сервисе выросла с докризисных 20 до 50%, говорит менеджер одного из дилеров Ford.