Вестник мира молний

Национальную премию «Поэт» получил 75-летний петербуржец Виктор Соснора, сочинитель взрывных верлибров, наследник русского поэтического авангарда
ИТАР-ТАСС

Премия «Поэт», созданная в 2005 г. при поддержке сначала РАО «ЕЭС России», а теперь фонда «Энергия будущего», с денежным призом в $50 000 сразу заявила о себе как о награде, жюри которой не аргументирует выбор вслух и по умолчанию отбирает исключительно поэтов с большой буквы. До сих пор бессменная судейская команда, состоящая из маститых литературных критиков преимущественно старшего поколения и обновляемая лишь за счет очередного лауреата-поэта, явно предпочитала поэзию гармоническую. Кастальский ключ уже награжденных Александра Кушнера, Олеси Николаевой, Олега Чухонцева, Инны Лиснянской и Сергея Гандлевского (за исключением разве что Тимура Кибирова) бьет в широтах Пушкина и Баратынского, Ахматовой и Мандельштама. В этом году жюри внезапно ушло от наметившейся было линии.

Поэтическая родина Виктора Сосноры – другая. Это русский футуризм, авангард, Маяковский, Хлебников, Крученых. В диалог с ними Соснора вступил уже в 1960-е. Это напряженное собеседование продолжается до сих пор.

Сегодня Соснора в затворе, он не показывается на публике и по-прежнему сочиняет свои просторные скрежещущие верлибры, в которых соседствуют Древний Рим, есенинская Русь и французские «проклятые поэты»: «Когда жизнь – это седьмой пот райского древа, / когда жизнь – это седьмой круг дантова ада, / пусть нет сил, а стадо свиней жрет свой желудь, – /зови зло, не забывай мир молний!» За всем этим стоит образ поэта-аскета, труженика, терпеливо разбивающего слова и идиомы на кусочки и собирающего их вновь. Соснора, особенно поздний, пишет исключительно рациональные, сухие, но очень честные стихи. За что и удостоен. Или нет? Вообще, не худо бы членам жюри, отбросив царственное молчание, сопровождать весть о своем решении формулировкой, раскрывающей суть заслуг лауреата – чем не брезгует даже нобелевский комитет. Нужно это не столько для «глотателей пустот», сколько для нашей общей культурной истории.