Прибыль вместо магазинов

Остановка экспансии и продажа блокпакета Сбербанку помогли сети «Детский мир» выбраться из убытков

«Это будет прекрасная торговая сеть», — говорил председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков в 2001 г. В 1995 г. «Система» приобрела контрольный пакет ОАО «Детский мир», владевшего одноименным магазином на Лубянке, а в ноябре 2000 г. начала развивать сеть одноименных магазинов. В 2007 г. сеть начала терпеть убытки. Сначала компания объясняла их высокими темпами развития — с 2005 по 2008 г. она открывала больше 30 магазинов в год. В 2009 г. убытки достигли 3,2 млрд руб. при выручке 18,5 млрд руб. Сеть тянул на дно огромный долг (7,9 млрд руб. при отрицательной OIBDA в 1,65 млрд руб. в 2009 г.) и высокие расходы. И ритейлер решил полностью заморозить экспансию. «Сама структура компании была настроена на рост и экспансию, но кризис оказался глубже, чем мы рассчитывали. К тому же было много списаний — например, закрытого украинского бизнеса», — объяснила финансовый директор «Детского мира» Екатерина Ларюшкина.

ОАО «Детский мир центр»

управляющая компания группы «Детский мир». акционеры: АФК «Система» (75%), Сбербанк (25% плюс 1 акция). финансовые показатели (2010 г., МСФО): выручка – 20 млрд руб., чистая прибыль – 33 млн руб.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Добиться первой с 2006 г. прибыли — 33 млн руб. в 2010 г. — компания смогла, жестко экономя. «Расходы на управляющий персонал мы снизили почти на 30%, почти в два раза сократили — на маркетинг и рекламу», — добавила она. В итоге в 2009 г. коммерческие и административные расходы ритейлера сократились на 12,5%, а их доля от выручки снизилась до 36,5 с 45% годом ранее. Переход на самостоятельную закупку товара в Юго-Восточной Азии позволил «Детскому миру» повысить валовую рентабельность с 37 до 43%. Долг компании за счет финансовых вливаний Сбербанка (тот заплатил 3,4 млрд руб. за 25% сети) снизился до 3,7 млрд руб., а процентные платежи — с 1 млрд до 702 млн руб., рассказал гендиректор сети Георгий Кравченко.

Ради первой прибыли компании пришлось пожертвовать рыночной долей. Если в 2009 г. АФК «Система» оценивала рыночную долю «Детского мира» в 23%, то в 2010 г., следует из документов компании, она сократилась до 21,5% в сегменте мультикатегорийных магазинов. И это легко объяснить — за два прошлых года компания не открывала магазинов: к началу 2011 г. у нее был 131 магазин, в конце 2008 г. — 130 объектов. Выручка ритейлера за прошлый год увеличилась всего на 8% до 20 млрд руб., в то время как весь рынок детской розницы вырос, по оценке компании, на 13% в денежном выражении.

«Строить магазины не так важно, как создать здоровый бизнес, приносящий прибыль», — объяснил Кравченко. Стратегическая задача компании, по его словам, — «кратный рост капитализации» в ближайшие три года и впоследствии, возможно, IPO.

Аналитик «Метрополя» Татьяна Бобровская называет стратегию «Детского мира» продуманной. «Обеспечив финансовую устойчивость, снова сможет привлекать средства на развитие и выиграть от этого гораздо больше на волне восстановления потребительского спроса, чем могла бы в кризис», — считает она. «Мы для себя избрали стратегию активного расширения сети. Но учитывая долговую нагрузку “Детского мира”, они тоже поступили, думаю, правильно», — считает заместитель гендиректора сети «Дети» Андрей Перепелицын.