Наталья Сергунина: "Опасно иметь актив и не управлять им"

Вице-мэр Москвы Наталья Сергунина – о продаже столичным правительством контрольного пакета в Банке Москвы и о дешевой еде для дорогих москвичей
Д.Гришкин/ Пресс-служба мэрии

– Лучшим ответом на этот вопрос является сегодняшняя ситуация в банке. Более того, официальных предложений, кроме как от ВТБ и Альфа-банка, не было. Все остальные предложения прозвучали только в газетах.

2000

работала в Минимуществе России в должности консультанта, советника, заместителя начальника отдела в департаменте правового обеспечения

2004

работала заместителем начальника, а затем начальником управления недвижимого и движимого имущества Росимущества

2008

заместитель руководителя Федерального агентства по управлению госимуществом

2010

заместитель мэра и руководитель департамента имущества Москвы

Прогулки по Москве-реке

Сергунина читает разные книги, от классики («иногда возникает желание перечитать «Доктор Живаго») и до фэнтези. «Сейчас читаю ребенку «Карлсон, который живет на крыше». Недавно ходила в кино на фильм «Притворись моей женой» и на премьеру «Калигулы» с Евгением Мироновым. «Так как я училась в МГУ, очень люблю в хорошую летнюю погоду приехать на смотровую площадку, затем спуститься на набережную Воробьевых гор, дойти до Парка культуры, посидеть в кафе и обратно на теплоходе вернуться в МГУ. Никакого спортзала не нужно», – смеется Сергунина.

Дворец для экономии

Сергунина считает, что арендные ставки на землю в Москве надо корректировать: «Пример – есть здание площадью 200 кв. м с земельным участком в 1 га. Предприниматель купил это здание за несколько миллионов рублей, оформил собственность, а потом как собственник земли решил построить дворец. Это один из способов уйти от уплаты адекватной стоимости земли. В данной ситуации, конечно, размер аренды должен меняться».

Самый молодой заместитель столичного градоначальника Наталья Сергунина уверяет, что предложение возглавить имущественно-земельный комплекс Москвы стало для нее неожиданным. До этого она 10 лет проработала в Росимуществе, участвовала в разработке Земельного кодекса, Лесного кодекса и закона о религиозных организациях. И нередко бывала на одних и тех же совещаниях с Сергеем Собяниным, когда тот руководил администрацией президента. О первых результатах ревизии лужковского наследства Сергунина рассказала в интервью «Ведомостям».

– Как вы оказались в столичном правительстве? Какие задачи ставил перед вами мэр?

– Пригласил Сергей Семенович [Собянин]. Основная задача – она стоит на всех уровнях – оптимизация государственной собственности. Субъекты и государство должны владеть только тем имуществом, которое необходимо для реализации его полномочий. Все остальное должно быть продано.

– Какое же имущество необходимо Москве?

– Во-первых, то, которое требуется для обеспечения деятельности органов исполнительной власти. К примеру, органы власти должны где-то размещаться. Во-вторых, есть дотируемые области, которые мы не можем переложить на плечи граждан, – это школы, детские сады и т. д. Кроме того, у города должен быть восполняемый источник дохода – и мы должны оставить высоколиквидные объекты в сфере аренды.

– Вы уже полностью располагаете информацией, чем владеет город?

– Сказать, что мы все знаем, нельзя. Думаю, что и предыдущее руководство не все знало. Есть определенный объем активов, который требует выявления. Например, в городе очень много сетей, которые построены и не используются или незаконно используются третьими лицами. Надо их выявить и оформить.

– Вы работу в департаменте имущества начали с крупных сделок по продаже городского имущества. На сколько лет рассчитана эта приватизация?

– Пока невозможно сказать, что будет продано, – слишком большой объем имущества. В первую очередь будем избавляться от непрофильных активов. Городской портфель формировался без стратегии и ориентации на нужды города, например, в собственности Москвы есть доли в предприятиях, расположенных далеко за пределами столицы – в Болгарии, на Украине и т. д. Будем продавать пакеты акций меньше контрольного. Ведь владение пакетами, которыми мы не можем влиять на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, не имеет смысла.

– А от каких активов город не собирается отказываться?

– Мы сохраняем те хозяйственные общества, в которых доля города составляет более 50%. При этом стратегическое значение для жизни и развития города имеют не более 30–35 обществ – это предприятия из сферы энергетики, крупные высокотехнологичные и девелоперские компании, специализированные фонды. В отдельных случаях город даже увеличит свою долю в обществах, которые занимаются инфраструктурными проектами.

– Как вы оцениваете недавно закрывшуюся сделку по продаже акций Банка Москвы? Глава ВТБ Андрей Костин дал понять, что в банке серьезные проблемы, а ситуацию назвал «беспределом».

– Безусловно, мы продавали хороший актив и хорошо его оценили. Сумма сделки составила 103 млрд руб., что на 14,4% больше официальной оценки (около 90 млрд руб.). Это очень выгодная сделка еще и с учетом непростой ситуации внутри Банка Москвы.

– Почему город не стал проводить аукцион, про который говорили многие федеральные чиновники?

– То есть ВТБ, обнаруживший в банке бардак, шел на сделку не с закрытыми глазами?

– Уже на тот момент было видно, что предстоят сложности. В отличие от предыдущего правительства Москвы мы распоряжаемся имуществом, но не являемся профессиональными банкирами или управленцами банковских активов. А иметь актив и не управлять им – достаточно опасная вещь, т. е. актив может обесцениться и ты этот процесс можешь упустить. Если ты являешься собственником, то должен профессионально управлять активом и отвечать за все решения, тем более что под эгидой правительства Москвы к этому активу относятся с определенной степенью доверия. То, что сейчас происходит с активом и о чем говорит глава ВТБ, еще раз подчеркивает, что у руля должны стоять профессионалы. Надо понимать, что в Банке Москвы есть деньги граждан, поэтому в любом случае у нас была задача сохранить ликвидность банка и социальную стабильность.

– Взаимоотношения города с банком изменятся?

– Естественно, изменятся, так как мы уже не акционеры банка и не будем влиять на его решения. С точки зрения отношений с финансовым учреждением все будет зависеть от того, какие условия сотрудничества предложит банк. Если более выгодные, чем у других, – продолжим сотрудничество. Город будет клиентом, а не собственником.

– Город уже получил деньги?

– Средства перечислены на счета Центральной топливной компании (ЦТК, выступала продавцом 46,48% ОАО «Банк Москвы» и 25% + 1 акция ОАО «Столичная страховая группа», которые были внесены в уставный капитал ЦТК). Сейчас идет перечисление их в бюджет Москвы в рамках дивидендной политики.

– Почему Москва решила продать пакет в Sibir Energy «Газпром нефти»?

– Пакет наших акций был менее блокирующего, и возможность влияния города на принятие каких-либо существенных решений была минимальной. Мы получили очень хорошую цену за этот актив – $740 млн, которые могут быть направлены на развитие городской инфраструктуры.

– Началась ли оценка 75% акций ОАО «Аэропорт Внуково» для перепродажи федеральному правительству? Премьер Владимир Путин заявлял о сумме в 40–50 млрд руб.

– Оценка в ближайшие дни завершится. Сумма была названа исходя из предварительной оценки.

– Но город вложил в развитие аэропорта около 100 млрд руб. Не слишком ли дешево город оценивает этот актив?

– Мы передаем пакет акций конкретного аэровокзального комплекса «Внуково». 100 млрд руб. – это и дороги, и жилая инфраструктура, и город всем этим будет продолжать пользоваться.

– Достраивать комплекс не будете?

– Если это будет не наша собственность, то мы не имеем права тратить на это бюджетные средства.

– По какой схеме состоится сделка?

– Сейчас совместно с Министерством финансов прорабатывается оптимальная схема реализации пакета.

– Что будет с частным пакетом?

– Вероятно, им придется этот вопрос решать с новыми акционерами. Если он будет внесен в «Шереметьево», то их пакеты могут выкупить в порядке, установленном законодательством.

– Что будет с ОАО «Международный аэропорт «Внуково»?

– Будем продавать на аукционе – там у нас 25% + 1 акция.

– Правительство Москвы, по сути, отдало маршруты и суда авиакомпании «Москва» (переоформили лизинг) Utair. Неужели «Москву» нельзя было продать?

– 17 января «Москва» перестала осуществлять полеты и отказалась от своих маршрутов. У нас была задача – в период новогодних праздников обеспечить людям нормальные перелеты. С помощью Utair мы с ней справились. Ведь у авиакомпании «Москва» сложилось крайне тяжелое финансовое положение – у нее значительная кредиторская задолженность, при этом финансово-хозяйственная деятельность общества не позволяла самостоятельно ее погасить. Что касается маршрутов, то их перераспределением занимается Росавиация, а не правительство Москвы.

– То есть говорить, что она могла быть кому-то интересна как объект для покупки, нельзя?

– У нее нет активов – самолеты на договорах лизинга, маршрутами она не торгует, при этом у компании есть долги.

– Что будет с комплексом имущества в «Москва-сити», где планировалось построить здание мэрии?

– Город будет продавать объект незавершенного строительства с функциональным назначением «административные здания с подземным паркингом». Сейчас проводится оценка, после этого будут торги.

– Какие объекты еще будете продавать?

– В основном те, где пакеты меньше контрольного. Например, «Объединенные кондитеры» – к оценке уже приступили. Разные инвесторы уже интересуются, обращаются к нам – и наши, и зарубежные. Мы надеемся, что будет выгодная сделка. Собираемся продавать фабрику «Свобода» – очень интересный актив, вызывающий почти нездоровый ажиотаж. У нас есть задача качественно подойти к анализу того, что продавать, а что пока нет.

– Как вы привлекаете оценщиков?

– По требованиям 94-го федерального закона. Мы не проводим конкурсы по отдельным объектам и не заявляем об объекте оценки – в этом случае будут бои без правил. Оценщик приходит обезличенным – на определенный объем работы.

– Сколько недвижимости в собственности, которая сдается в аренду?

– В настоящее время проводится инвентаризация, но могу сказать, что в Москве порядка 5 млн кв. м, которые сдаются в аренду. Это приносит около 15,5 млрд руб.

– Немного...

– Это не много и не мало. Хотелось бы отметить еще один такой момент: все жалуются, что в центре нет доступных магазинов. Почему? Наверное, в ЦАО доходнее продавать что-то более дорогое, чем хлеб и молоко. В результате государству приходится принимать регулятивную функцию через управление своим имуществом. Сейчас мы подбираем помещения, которые передадим в аренду субъектам малого бизнеса под целевое использование. Есть органы, которые будут это контролировать.

– А разве вы можете это регулировать?

– Конечно, ведь мы сдаем не чужую собственность, а свою. Как собственники мы хотим, чтобы в нашем помещении размещался такой магазин, в котором торговали бы хлебом-молоком и другими продуктами, доступными для населения. Мы этого можем добиться, заложив определенные условия в договор аренды.

– Когда первые торги?

– После майских праздников. Чтобы максимально привлечь субъекты малого бизнеса, мы поручили проводить торги «Опоре России», которая позиционируется как общественная организация, оказывающая поддержку малому и среднему бизнесу. Торги пройдут в Доме предпринимательства, начальная ставка – 1800 руб. за квадратный метр. На первых торгах будет восемь помещений, а подобрано более 50 – это только в ЦАО. Планируем анализировать насыщение рынка той услугой, которой не хватает. Координировать процесс насыщения рынка будет департамент потребительских услуг.

– Как планируете поддерживать малый и средний бизнес?

– Мы внесли поправки в закон «О приватизации государственного имущества Москвы», на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства. Этим документом увеличено предельное значение в 100 кв. м и установлено в размере 300 кв. м арендуемых площадей. Также внесли изменения в возможности продажи на электронных торгах объектов недвижимости. Меняем арендные отношения по недвижимости. Декларируется, что 3,5 млн кв. м городских площадей занимает малый бизнес, а на самом деле там субаренда. Сейчас будем все проверять – это более 20 000 договоров аренды.

– Какие задачи стоят перед департаментом земельных ресурсов?

– Много вопросов, связанных с разграничением прав. Требуется тотальная инвентаризация и анализ использования территории города. Большой объем работы по оформлению собственности города Москвы. Сейчас наша задача – выявление земельных участков, создание прозрачных механизмов предоставления земельных участков, снижение административных барьеров. Большое внимание мы уделяем улично-дорожной сети. 12 апреля этого года принято постановление правительства города Москвы об устранении пересечений границ земельных участков там, где дорожная сеть была наложена на сформированные земельные участки. Много вопросов, связанных с эффективным использованием земли: например, нередки случаи, когда есть маленькое здание с огромной территорией, которая захламлена или используется под склады.

– А если у них правильно оформленный договор аренды?

– Никаким договором аренды не может быть предусмотрено право делать свалку на территории. Земля городская, она в собственности. Договор аренды не есть индульгенция от ответственности за ненадлежащее использование земли. Представьте, что вы сдали свою квартиру, а квартирант устроил там помойку.

– Таких арендаторов много?

– Много. Сейчас как раз выясняем.

– А собственников земли в Москве много?

– Мало. Как такового рынка земли у нас еще нет. Если будут заявления на выкуп земли, то будем оформлять. В законе заложен заявительный характер – мы не можем никого заставить выкупить землю.