Рабочие места пошли по миру

Американские корпорации, производители известных брендов, наращивают персонал за рубежом и сокращают в США. Американцы возмущены, поскольку в крупных компаниях работает каждый пятый гражданин страны. Аналитики полагают, что родной рынок потерял инвестиционную привлекательность для крупных компаний

По свежим данным американского министерства торговли, в 2000-х компании сократили персонал в США на 2,9 млн человек и добавили 2,4 млн рабочих мест за рубежом. К тому же за рубежом стали чаще нанимать высококвалифицированный персонал. Это в корне отличается от политики в сфере найма в 90-х: тогда добавляли рабочие места повсюду – 4,4 млн в США и 2,7 млн за границей.

Тенденция показывает, насколько важны для крупных американских компаний типа General Electric (GE), Caterpillar, Microsoft или Wal-Mart Stores другие рынки сбыта, особенно развивающиеся. В то же время данные министерства торговли свидетельствуют об уязвимости американской экономики, особенно сейчас, когда показатели безработицы высоки, а зарплаты не растут. Ведь транснациональные корпорации традиционно платят больше и в течение десятилетий способствовали процветанию американского среднего класса.

Политики, придерживающиеся левых взглядов, считают, что американское правительство должно пресечь своеволие корпораций, установив ограничения на экспорт рабочих мест.

Капитал делает ноги

«Повод для беспокойства, конечно, есть», – отмечает экономист Мэтью Слоттер из бизнес-школы имени Амока Така при Дартмутском колледже. Как и многие другие аналитики, он считает, что Америка больше не привлекает крупный капитал.

Слоттер давно консультирует крупные компании и торговые ассоциации. Еще 10 лет назад он привлек к себе внимание, заявив: «На каждое рабочее место, которое американские корпорации создают в США, приходится два рабочих места в заграничных филиалах». Сейчас все еще хуже, говорит он. В кризисный 2009 год корпорации сократили 1,2 млн рабочих мест в США (5,3% общего персонала) и только 100 000 рабочих мест в других странах (1,5% от персонала).

Рост количества рабочей силы за рубежом – важный показатель для американского крупного бизнеса. Многие компании не раскрывают, сколько сотрудников работает на них в других странах. «Мы не комментируем нашу политику в сфере найма за границей и не раскрываем, сколько работников собираемся нанять», – говорит, например, Кимберли Пинеда, директор по корпоративным связям компании Oracle.

Список непутевых

В последние годы GE то нанимала персонал, то его сокращала, покупала новые подразделения, продавала старые, но при этом везде сокращала рабочие места. С 2005 по 2010 г. концерн уволил 1000 работников в других странах и 28 000 в США. «Мы ищем глобальные подходы к мировому рынку, дешевая рабочая сила тут ни при чем, – сказал Джеффри Иммелт, гендиректор GE. – Сегодня мы идем в Бразилию, Китай, Индию, потому что там живут наши клиенты». В 2003 г. лишь 30% бизнеса GE было вынесено в третьи страны, сейчас – уже 60%. В 2000 г. 46% персонала компании работало за рубежом, теперь – 54%.

Но, подчеркивает Иммелт, в 2010 и 2011 гг. GE добавит 16 000 рабочих мест в производственном секторе и высокотехнологических службах компании именно в США. Среди них, например, 150 новых вакансий в городе Эри в Пенсильвании, где производятся локомотивы для Китая, и 400 – в центре интеллектуальных сетей электропередачи в Атланте.

Caterpillar сбывает свою продукцию в основном за пределами США. Компания увольняла работников по всему миру только в 2009 г., но теперь нанимает персонал по всему миру. Но в целом с 2005 по 2010 г. компания приняла на работу 3400 новых сотрудников в США (7,8% от общего числа персонала) и 15 900 (около 39%) в других странах.

Компания Oracle за последние пять лет наняла за океаном в два раза больше сотрудников, чем в США. В начале 2000-х гг. у компании было больше персонала в Америке, чем за границей. А к 2010 г. 63% сотрудников уже работали в иностранных филиалах. Правда, как утверждает Oracle, все ее научно-исследовательские и конструкторские работы на 80% проводятся в США.

Нечто подобное происходит и в компании Cisco Systems. За последние пять лет она наняла 10 900 работников в Америке и 21 350 за ее пределами.

Само виновато

Конечно, для процветания американской экономики развитие малого бизнеса имеет большое значение, но роль транснациональных корпораций все же важнее. Согласно докладу глобального института McKinsey, независимого исследовательского подразделения компании, на транснациональные корпорации приходится 23% продукции, выпускаемой американским частным сектором, и 48% экспорта товаров, осуществляемого американскими частными компаниями. Корпорации в большей мере ощущают жесткую конкуренцию на мировом рынке и именно они чувствуют тенденции развития рынка в будущем.

Эксперты считают, что в оттоке рабочих мест из Америки виновато само американское государство, которое не смогло противостоять агрессивной политике других стран. «В современных условиях компаниям выгодно выносить производство и сектор услуг за пределы США. Этому способствуют завышенный курс доллара, более низкие корпоративные налоги в других странах, агрессивная инвестиционная политика многих государств и давление со стороны местных правительств, которые приветствуют перенос производства в их страны, – говорит Клайд Престовитц, бывший сотрудник министерства торговли США при Рейгане. – Все эти факторы оказывают и будут оказывать негативное влияние на занятость и зарплаты американцев».