Мать следствия

Между Генпрокуратурой и СКР нет «войны компроматов», уверяет Чайка. Есть «шероховатости», в которых виноват законодатель, не обеспечивший баланс полномочий

Из-за отсутствия баланса полномочий между ведомствами возникают «шероховатости», но виноваты в этом сами законодатели, отметил Чайка. Однако возникающие проблемы «все равно решаются», поскольку оба ведомства делают «одно общее дело». По его словам, сейчас обе службы «двигаются» в направлении создания единого следственного комитета.

Вчера генпрокурор Юрий Чайка отчитался в Совете Федерации о проделанной за год работе по укреплению законности и правопорядка в стране. И покритиковал в том числе следственные органы: они сплошь и рядом нарушают права граждан. За год удвоилось число тех, с кого сняли обвинения по реабилитирующим обстоятельствам.

Именно взаимоотношения прокуратуры и следствия больше всего волновали сенаторов. Как Чайка оценивает предложения наделить следователей правом обжаловать действия прокурора, спрашивал тамбовский сенатор Евгений Тарло. Отрицательно, был ответ. «Дело следователя – расследовать», – сказал Чайка. Обжалуя действия прокурора, он будет вмешиваться в функцию уголовного преследования. В мировой практике подобный опыт в принципе отсутствует, возмущался Чайка, а у нас следователи настолько самостоятельны, что в суде их позиция нередко расходится с позицией прокурора.

Чайка снова вернулся к теме баланса полномочий, отвечая на вопрос амурского сенатора Амира Галлямова о том, когда закончится «война компроматов» между ведомствами. Никакой войны компроматов нет, отрезал Чайка: «Следственный комитет породила Генпрокуратура. Это мать для Следственного комитета, понимаете? Мы очень бережно к этому относимся!»

Прокурорам же, чтобы лучше работать, требуются дополнительные полномочия, заявил Чайка: если они получат доступ к банковским счетам чиновников, то смогут более тщательно проверять достоверность представленных ими сведений о доходах. По итогам прошлогодней декларационной кампании прокуроры выявили 41 000 нарушений и привлекли к дисциплинарной ответственности более 6000 чиновников.

Такое предложение выглядит как попытка отсрочить время, когда все-таки придется работать, говорит финансовый омбудсмен, депутат Госдумы Павел Медведев. «Мне кажется, вокруг очень много информации, которая позволяет инициировать уголовные дела, в этом случае по закону правоохранительные органы получают доступ к информации о счетах граждан», – считает он. Собственный опыт депутата свидетельствует: все попытки обратить внимание правоохранителей на самые вопиющие факты оканчиваются ничем. Просто открыть прокурорам доступ к счетам чиновников было бы грубой дискриминацией по профессиональному признаку, отмечает депутат.