Культурная победа

В Нижнем Новгороде долгожданная премьера – реконструирован Арсенал местного кремля, теперь в нем открыты культурный комплекс приволжского Государственного центра современного искусства и новая выставка
М.Игнатушко для Ведомостей

Арсенал (5000 кв. м, 200 м длиной) как памятник архитектуры еще в 2003 г. был передан в оперативное управление Государственному центру современного искусства (ГЦСИ), а три года спустя – закрыт на реконструкцию. Через восемь лет первая очередь обновленного Арсенала стала доступной для публики.

И сразу городу подарены: новая выставка, новорожденный ансамбль современной музыки, всероссийский фестиваль свободного стиха, цикл встреч с писателями и художниками.

Завершения реконструкции ждали: первые выставочные сезоны ГЦСИ еще в руинированном здании Арсенала привили зрителям вкус к просторному, наделенному какой-то особой силой пространству, которому соглашение двух ведомств – Министерства обороны и Министерства культуры – придало новый смысл.

Однако этот новый смысл не всеми был прочитан: некоторые нижегородцы, исходя из предназначения здания, по-прежнему полагают, что здесь должен располагаться традиционный музей патриотической направленности. Хотя всем ясна печальная участь и незавидное состояние музеев уже существующих.

Обновленный Арсенал – знак того, как искусство помогает перекодировать пространство, сменить тему обороны на тему сотрудничества, подчеркнуть привлекательность и открытость города.

В кремле эта открытость – не метафорическая, а буквальная. Большую часть территории памятника занимают административные объекты и постройки. Филармония и художественный музей – исключения. Кремлевские стены, по сути, ограждают чиновничьи кабинеты, Ивановский спуск, где проходили события, легшие в основу относительно свежего праздника 4 ноября – Дня народного единства, используется под стоянку машин работников кремля, а краеведы в Дмитриевской башне сидят тише мыши. Арсенал за 150 лет ни разу не ремонтировали. Без инженерных коммуникаций это здание-пристенок тянулось от башни к башне, храня в своих недрах старые военные карты, служа просто фоном для реальной жизни в Нижегородском кремле. После реконструкции сняли забор, замостили двор – и на одну мертвую зону в городе стало меньше.

Теперь в Арсенале разместится Приволжский филиал ГЦСИ – он был создан еще в 1997 г. на базе Центра современного искусства «Кариатида», но своего помещения не имел. Административные помещения в здании занимают лишь часть первого ризалита, на остальных 1700 кв. м – выставочный зал, медиатека, библиотека, киноконцертный зал и книжная лавка. Небольшая постоянная экспозиция с археологическими находками, найденными, как положено, в ходе раскопок, сопровождавших реконструкцию памятника.

Первой выставкой в новом Арсенале стала «Метель», с размышлениями о снеге известных российских художников. В темном зале, разделенном колоннами на три нефа, с краснокирпичными стенами проходит путь от инсталляции к инсталляции, от советов Игоря Макаревича и Елены Елагиной – к снегу-соли Леонида Тишкова, чтобы в итоге раствориться в зимнем ландшафте бессознательного на видео группы «Провмыза».

Кураторы Елена Белова и Алиса Савицкая считают: «В бесконечном снегу сложно различить реальность и память, прошлое и будущее, архаический архив и футуристический прогноз». Ведь «Метель» – понятная метафора русской жизни. Наша «метельная страна» живет в состоянии вечной неопределенности: снег кружит да кружит. Зимой такая выставка воспринималась бы печальной констатацией. Весна освежает восприятие. И открытие Арсенала помогает в этом.