Пепел мешает

Из-за извержения исландского вулкана Гримсвотн вчера европейские авиакомпании отменили более 500 рейсов. Некоторые перевозчики считают эти ограничения необоснованными

В «Аэрофлоте» внимательно следят за извержением вулкана, ведь уже сегодня утром облако пепла может затронуть эшелоны маршрутов до Гаваны, Нью-Йорка, Вашингтона, Лос-Анджелеса, говорит источник, близкий к авиакомпании. Учитываются и прорабатываются возможные ограничения [в выполнении рейсов] и варианты изменения маршрутов над Атлантикой, добавил он. Концентрация пепла пока не превышает предельно допустимых норм, поэтому вчера никаких ограничений не было, подчеркнул собеседник.

Извержение вулкана началось в ночь на 22 мая: днем столб пепла достигал высоты почти 20 000 м, на следующий день – 10 000 м, а в ночь на вторник – 5000 м. По данным Eurocontrol на середину вторника, облака с высокой концентрацией пепла достигли севера Великобритании и части Ирландии, в зону риска были включены часть Дании и юг Скандинавии. Сегодня пепел может появиться над Германией, прогнозируют метеорологи страны. Природный форс-мажор вынудил европейские авиакомпании отменить более 500 рейсов (выполняется в среднем 29 000 рейсов в день). По информации Irish Weather Online, во вторник Ryanair, Aer Lingus, EasyJet и Loganair временно не летали в аэропорты Глазго, Эдинбурга и Абердина, а также Дублина, Корка и Шэннона. О приостановке полетов между Лондоном и аэропортами Шотландии объявила British Airways. Трансатлантические рейсы компании осуществлялись по расписанию, но с увеличением полетного времени примерно на полчаса из-за смены воздушных коридоров, пишет WSJ.

Перевозчики заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее возобновились полеты; они боятся серьезных потерь. В прошлом году из-за извержения другого исландского вулкана – Эйяфьятлайокудля ущерб мировой авиации составил $1,7 млрд. Если повторится ситуация годовой давности, что является худшим вариантом, то предполагаемые потери будут составлять около $210,7 млн в день, сообщило Reuters со ссылкой на сотрудника Fitch Сабрину Ран.

Участники рынка надеются, что потери от Гримсвотна будут гораздо меньше, чем от Эйяфьятлайокудля. На этот раз Евросоюз лучше подготовился к извержению вулкана, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на еврокомиссара по транспорту Сиима Калласа. Европейские авиакомпании и эксперты признали излишне строгим прошлогодний полный запрет Eurocontrol на полеты при повышенной концентрации пепла. Законодательство было изменено, напоминает FT: теперь авиакомпании, подав заявку и получив одобрение национального регулятора, могут сами решать, проводить ли рейс. Правда, пока Ryanair не удалось заставить это положение работать. Представитель Irish Aviation Authority заявил, что его ведомство получило заявку лоукостера, но она «содержит недостаточно деталей и неправильно составлена». Ryanair утверждает, что ее самолет совершил проверочный часовой полет в небе над Шотландией и осмотр лайнера «не выявил пепла на планере, крыльях и двигателях». Радар установил: лайнер не входил в зону высокой концентрации пепла, парировал представитель метеобюро Великобритании.

Тем временем активность Гримсвотна за последние 24 часа заметно снизилась, сообщила метеослужба Исландии. Вулкан извергает столб пепла на высоту до 5000 м, а сильные ветра в районе извержения разгоняют облако. А для населения России он вовсе не представляет угрозы, отметил сотрудник Росгидромета.