Всем по самолету


Китай становится основным рынком для производителей бизнес-джетов: так, у одного из лидеров этого сегмента – французской Dassault Aviation, выпускающей лайнеры Falcon, около половины заказов приходится на КНР, пишет WSJ. Традиционные же рынки Европы и Северной Америки стагнируют после падения в прошлом году. Рынок Китая существенно отличается от европейского и американского. В США люди обычно сначала покупают небольшой самолет вроде Cessna, затем пересаживаются на Hawker Beechcraft, потом на Gulfstream и, наконец, покупают большой бизнес-джет Boeing, говорит Ли Бинг, отвечающий в Boeing за продажи бизнес-джетов в Китае и Южной Корее, а практически все китайские заказчики сразу интересуются топовыми моделями стоимостью $50 млн и выше.

Еще 10 лет назад китайского рынка бизнес-джетов практически не существовало, отмечает представитель Gulfstream Джефф Миллер. Сейчас же в Китае зарегистрировано всего около 130 бизнес-джетов (в США – около 15 000). Gulfstream продала в КНР 58 самолетов, половина из них была заказана предпринимателями из Гонконга, говорит Миллер.

Китайское правительство стимулирует развитие частной деловой авиации – предусматриваются снижение ограничений на полеты частных самолетов и строительство новых аэропортов. Потенциал долгосрочного роста китайского рынка огромен, к тому же состоятельные китайцы не стесняются выставлять напоказ свое богатство, говорит гендиректор Dassault Aviation Чарльз Эдельстен. Госкорпорации Китая пока арендуют бизнес-джеты, но скоро начнут их покупать, что еще больше увеличит спрос, ожидают эксперты.

В России спрос возвращается на докризисный уровень, но о буме деловых перевозок речи не идет: в этом году число рейсов увеличится на 10%, сказал заместитель гендиректора компании «Виппорт» (обслуживает бизнес-авиацию во «Внуково») Игорь Мудрик. Сейчас, по его оценке, в аэропортах Москвы ежедневно выполняется около 150 рейсов деловой авиации, основными клиентами являются частные лица – топ-менеджеры и владельцы корпораций, а вот корпоративными бизнес-джетами пользуются в основном иностранцы. Российским клиентам сейчас принадлежит около 200 бизнес-джетов, правда, практически все они зарегистрированы в иностранных юрисдикциях, отмечает Мудрик.