Кризис доверия

Компании, где сотрудники делятся информацией и знаниями, побеждают конкурентов. Эта истина давно известна экспертам в области менеджмента и руководителям бизнеса. Но сотрудники делиться знаниями не хотят, выяснили исследователи

Исследование «Сокрытие информации в организациях» было опубликовано недавно в американском журнале Journal of Organisational Behaviour. Группа ученых из Канады выяснила, что сотрудники не делятся друг с другом информацией по одной простой причине: они не хотят, чтобы другие знали то, что знают они. А потому дают уклончивые ответы на прямые вопросы, притворяются, будто не понимают, о чем идет речь, или говорят, что запрашиваемая информация конфиденциальна.

Дэвид Цвейг, профессор управления в сфере человеческих ресурсов из Школы менеджмента имени Джозефа Ротмана при Университете Торонто, говорит: сотрудники не хотят обмениваться информацией, потому что в большинстве компаний царит атмосфера недоверия. По его мнению, руководителям пора задуматься о том, какой моральный климат они создают в организации. Нельзя, например, награждать менеджеров по продажам, которые отбирают клиентов у коллег, – не стоит сталкивать сотрудников лбами. Кроме того, руководители должны чаще вступать в личный контакт с подчиненными, а не ограничиваться общением с ними по электронной почте, полагает Цвейг. «Вам не помогут никакие специальные программы по обмену сведениями, если вы не восстановите доверие людей к компании. Сотрудники все равно не станут делиться знаниями с теми, кому не доверяют», – настаивает он.

Проблема обмена информацией в компании тесно связана с общими проблемами управления и лидерскими качествами руководителя, считают исследователи. Большинство до сих пор ценит так называемых репрезентативных лидеров. «Они такие же люди, как и мы», – говорят сотрудники. Однако исследование показало, что в кризисные времена наиболее успешными оказались те лидеры, которые совмещали в себе несколько качеств. Самое ценное, по мнению исследователей, – дальновидность. «В кризисной ситуации нам не нужны руководители, которые думают и действуют как мы. Нам нужен человек, который обладает четким и позитивным видением будущего», – говорит Найр Хелевай, профессор Стэнфордской бизнес-школы и один из авторов книги «Тенденции не выбирают: лидеры рождаются и становятся эффективными, когда дальновидность торжествует над репрезентативностью».

Лидер, который ясно видит будущее, очень важен для компании в кризисные времена, объясняет Адам Галински, соавтор книги и профессор Школы менеджмента Келлога при Северо-Западном университете. По мнению исследователей, прозорливые лидеры помогают сотрудникам легче воспринять перемены.