Непонятная карьера

В России сложно оценить карьерные перспективы выпускников того или иного вуза. Для этого нет объективных данных, а в вузах пока не сложилась система работы центров по трудоустройству, считают авторы Национального рейтинга университетов
Е.Кузьмина

Что такое социализация. Вес оценки «социализация» равен 0,15 в общем рейтинге и включает пять критериев:

– доля социально-гуманитарного и экономического направлений от всего спектра программ, доля программ дополнительной подготовки (вес – 0,2);

Посчитали по науке

Вузы оценивались по шести основным параметрам. Самые весомые, образовательная и научно-исследовательская деятельность, – по 0,2. Первый оценивает спектр образовательных программ, квалификацию преподавателей и качество абитуриентов (на основе рейтинга по ЕГЭ), затраты на обучение студента, наличие собственной исследовательской базы и доступ к информационным ресурсам. Второй отражает научные достижения. Вес остальных критериев – по 0,15. Третий параметр – социализация – показывает востребованность выпускников на рынке труда (см. выше). Четвертый - международная деятельность (или интернационализация) – оценивает долю иностранных студентов в вузе, число заключенных вузом международных соглашений, цитируемость вуза в международных источниках, объем средств, привлеченных от международной деятельности. Пятый параметр – вес бренда и репутации вуза – составляется на основе рейтингов «Рейтора», оценивающих вузы по числу ставших знаменитыми на федеральном и региональном уровнях выпускников, на основе изучения более чем 1,5 млн публикаций федеральных и региональных СМИ, исключая ленты информагентств, и присутствия в национальных и глобальных рейтингах. Шестой параметр – достижения в области инноваций и коммерциализации разработок – отражает число патентов на изобретения и другие виды интеллектуальной деятельности и долю созданных вузом МИПов от общего числа в стране.

Активность вузов в поиске работы для своих выпускников составители рейтинга лучших университетов включили в параметр «социализация», которая имеет 15% веса в итоговом балле университета (см. врез).

Первое место в рейтинге 2010 г. по социализации занял Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Директор центра содействия трудоустройству вуза Светлана Владимирова не удивляется этому: «Мы давно работаем с выпускниками, у нас отлаженная система работы, широкий круг партнеров, сформировавшаяся команда из пяти человек». Но сколько точно выпускников центр трудоустроил, она сказать не смогла: «Мы информируем студентов и выпускников вуза о возможностях трудоустройства и построения карьеры».

Не ведут такой статистики и в центре трудоустройства выпускников НГУ (3-е место по социализации). «У нас небольшой престижный вуз, и проблем с трудоустройством выпускников нет. Многие идут работать в научные институты СО РАН, – рассказал Петр Рыженков, директор центра трудоустройства НГУ. – Но заслуги центра в этом нет, это говорит больше о качестве образования в самом университете. Центр больше работает с крупными компаниями, организуя презентации и дни карьеры. Нас всего три человека, причем университет финансирует только одну ставку, остальное зарабатываем сами».

В России оценить карьерный рост выпускников, особенно региональных вузов, достаточно сложно: нет объективных данных о ситуации с трудоустройством, зарплатами и безработицей среди молодежи, говорит Алексей Чаплыгин, исследователь агентства «Интерфакс». Информации от вузов и карьерных центров о количестве трудоустроенных нет, можно ли полагаться на данные бирж труда в отношении молодежи – также большой вопрос, добавляет он. В ходе подготовки рейтинга было обработано 170 000 резюме выпускников 2006–2010 гг. оцениваемых университетов, размещенных в базе Superjob.ru, что дало информацию об их ожиданиях. «Вузы, занявшие первые места по степени социализации, можно считать лидерами только по количеству программ дополнительного образования и активности выпускников на кадровом рынке. Они не отражают степени их карьерного успеха», – отмечает Чаплыгин.

Востребованность выпускников в регионах и двух столицах заметно различается и зависит в том числе от того, как устроен рынок, продолжает он. Карьерные центры московских вузов помогают найти работу 10% выпускников, сильнейшие карьерные центры могут помочь и 20% студентов крупнейших городов, в которых сформировался развитый рынок квалифицированного труда, таких как Екатеринбург, Новосибирск, Ростов, Краснодар, Волгоград, Самара, Саратов, Казань, Уфа, Челябинск, Владивосток. Но основным инструментом трудоустройства в этих городах является интернет, вернее, два крупнейших портала – superjob.ru и hh.ru, считает он. Прямые работодатели нанимают не более 15%, и эти люди больше всего зависят от активности вузовской администрации, карьерного центра и работодателей и количества соглашений между ними. А самая многочисленная часть молодежи – от 40 до 50%, причем не важно, в регионе или столицах – находит работу, используя связи, уверен Чаплыгин.

Не кадровые агентства

Службы занятости и карьерные центры вузов никогда не пользовались популярностью в связи с низкой эффективностью, считает Наталья Данина, директор по развитию бизнеса компании CASE, ежегодно делающей отчет о ситуации на региональных рынках труда.

В России система вузовских центров по трудоустройству не работает, федеральный бюджет на это не выделяет деньги, а для вузов эта работа не является приоритетом, добавляет Денис Каминский, партнер компании FutureToday, которая разработала и распространила уже по 50 вузам автоматизированную программу управления базой резюме и вакансий.

Еще в 2007 г. вышло постановление Минобрнауки, обязывающее все вузы создать центры карьеры и трудоустройства выпускников. Спустя четыре года, 13 апреля, мэр Сергей Собянин, посещая 26-й международный форум «Карьера» в Манеже, обещал поднять вопрос о создании центров трудоустройства при всех московских вузах. По его словам, которые передает «Прайм-ТАСС», такие центры существуют в 86 столичных вузах, а всего в Москве их более 250.

Во многих вузах центры карьеры фактически не работают, а их эффективность зависит от наличия грамотного и заинтересованного руководителя, как, например, в случае с Региональным центром содействия трудоустройству выпускников Тверского госуниверситета (РЦСТВ ТвГУ), продолжает Каминский.

По данным отчета о трудоустройстве выпускников Тверского госуниверситета (44–52-е место по социализации), размещенного в интернете, с увеличением объема выпуска растет и число нетрудоустроенных выпускников. Проблемы с трудоустройством есть у выпускников направлений «политология» (2009 и 2010 гг.) и «история» (2009 г.). По другим специальностям востребованность растет, но в отчете не дается оценка того, какую роль сыграл в этом карьерный центр. Сотрудники РЦСТВ ТвГУ, среди которых много студентов-волонтеров, строят свою работу на принципах тайм-менеджмента, что придает ей системный характер: центр не только создал базу резюме и вакансий, постоянно анализирует рынок труда, но и реализовал несколько новаторских проектов, которые заметили работодатели. Один из них – «Карьерный портрет» – является комплексной характеристикой молодого специалиста как потенциального работника, составленной по итогам нескольких тренингов и тестов, организуемых РЦСТВ ТвГУ.

Под контролем бизнеса

Другая проблема – неспособность российских вузов обучить студентов некоторым востребованным специальностям. Компаниям приходится самим принимать активное участие в подготовке для себя сотрудников. Например, по заказу «Роснано» в разработке или на этапе реализации находится восемь магистерских программ, 24 программы переподготовки и семь программ повышения квалификации. Кубанский государственный технологический университет и Schnider Electric в октябре 2010 г. подписали соглашение об открытии центра по подготовке специалистов в области инновационных энергоэффективных технологий. Обучение будет проводиться преподавателями КубГТУ, прошедшими специальную подготовку и аттестацию в Schnider Electric. По этой же схеме организован научно-образовательный центр «LG-политехник», который создали Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и LG Electronic, или базовая кафедра «Микропроцессорные технологии» Intel в МФТИ.

ТНК-BP хочет более фокусно влиять на учебный процесс и качество подготовки в вузах. В 2009 г. компания стала инициатором создания межвузовского центра, объединившего 11 вузов по всей стране. Теперь компания поддерживает только проекты, направленные на изменение качества учебного процесса сразу во всех 11 вузах, формулируя новые требования к научным дисциплинам, которые преподаются в них, рассказал Сергей Давыдов, начальник отдела по работе с персоналом бизнес-направления «Разведка и добыча» «ТНК-ВР менеджмента».

Новолипецкий металлургический комбинат пошел еще дальше – летом он планирует аттестовать новые учебные программы, разработанные вместе с Липецким государственным техническим университетом. Около 40% выпускников вуза идут работать на комбинат.

На сегодняшний день российское вузовское образование не может формировать необходимые компетенции у студентов, делают вывод Чаплыгин и другие авторы рейтинга «Интерфакса». Неудовлетворенность работодателей качеством профессиональной подготовки основной массы выпускников порождает кризис доверия между работодателями и вузами, вызывает разочарование выпускников в полученном образовании, продолжает он.

Директор Института тренинга Нина Хрящева считает, что уже к 2020 г. влияние корпораций на высшее профессиональное образование будет больше, чем влияние государства, потому что внутри компаний есть технологии, позволяющие быстро нарастить компетентность молодого специалиста до необходимого уровня, и есть опыт сотрудничества с вузами.