Вектор


Тревожный звонок

Мобильные телефоны могут все-таки представлять опасность для здоровья – так сочла рабочая группа экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), занимающихся проблемами борьбы с раком. Они рекомендуют включить электромагнитное излучение мобильных телефонов в список потенциальных канцерогенов, таких как свинец или хлороформ, сообщает Reuters. Эти рекомендации эксперты вынесли, исследовав «все доступные научные доказательства», говорится в сообщении агентства. Споры о риске использования мобильных аппаратов ведутся на протяжении всей истории существования этих устройств. Проблема в том, что этот срок так непродолжителен (какие-нибудь 20–25 лет), что доказать что-либо трудно – не хватает истории наблюдений. Поэтому и ВОЗ, и российские ученые, занимавшиеся этой проблемой, до сих пор ограничивались тем, что не рекомендовали говорить по мобильникам детям (поскольку доказано по крайней мере то, что электромагнитное излучение снижает концентрацию внимания, повышает утомляемость и т. п.). Если новая рекомендация экспертов ВОЗ будет учтена и излучение мобильных устройств причислят к потенциальным канцерогенам, у компаний вроде Nokia, Apple и Samsung возникнут серьезные проблемы – и финансовые, и репутационные. Компании в этом, естественно, не заинтересованы, так что, возможно, и ВОЗ предпочтет еще посомневаться.

Бедный Walmart

Поспешишь – людей насмешишь, гласит русская народная мудрость. Но в бизнесе другая практика: слишком долгие раздумья сводят к минимуму надежды на успех. Крупнейший в мире ритейлер Walmart примеривается к российскому рынку уже больше 10 лет – и представительство здесь компания создавала, и в переговорах о покупке нескольких местных сетей участвовала, а до открытия магазинов дело никак не дойдет. Активность компании на российском рынке в последний год нулевая, поэтому о том, что от планов в отношении России она не отказалась, стало известно из материалов Палаты по патентным спорам. Из них следует, что именно на запланированную экспансию ссылался представитель Walmart, требуя вернуть сети право на один из вариантов перевода ее всемирно известного слогана – Save money. Live better. Речь идет о выражении «Плати меньше – живи лучше», зарегистрированном год назад в качестве товарного знака крупной сибирской сетью «Мария-Ра». Патентное ведомство английский и русский знаки идентичными не признала, указав, что первую часть слогана Walmart можно перевести на русский и как предложение позаботиться о сохранности сбережений. Так что «Мария-Ра» свой слоган сохранила. Эта история показывает: американскому ритейлеру пора определиться, что делать в России, уходить или остаться. Иначе его ноу-хау и прочее наследие успешно русифицируют и ничего нового российскому рынку розничный гигант показать не сможет.

Ни шагу назад

Китайская делегация во главе с вице-премьером Ван Цишанем покинула Москву ни с чем. Решение о цене поставляемой из России в Китай нефти не найдено, переговоры продолжатся в ближайшие дни, говорят источники, близкие к «Роснефти», «Транснефти» и российскому правительству. В начале года китайские компании потребовали скорректировать формулу цены, с тем чтобы добиться снижения стоимости российского сырья. Благо прецеденты со стороны отечественных компаний уже были. Например, «Газпром» разрешил европейским потребителям покупать часть газа по более низким спотовым ценам. Но возможность пересмотра условий контракта (при значительных изменениях рыночной конъюнктуры) была изначально предусмотрена в договоре с монополией. В соглашениях с китайцами таких пунктов нет, уверяют источники, близкие к «Роснефти» и «Транснефти». А потому российская сторона идти на уступки не намерена. Как и соглашаться на предложенную «компенсацию»: Китай готов предоставить новые льготные кредиты. Соответственно, подвисли и переговоры по поставкам газа в Китай. Впрочем, это, возможно, и к лучшему. К чему контрагент, который будет постоянно уговаривать изменить цены в его пользу?

Привыкают к хорошему

Страхователи вдвое реже жалуются на ОСАГО, когда выплату организует «свой» страховщик, – такова статистика Российского союза автостраховщиков (РСА), которую привел «Интерфакс». Сейчас клиенты могут получить выплату ОСАГО напрямую, в компании, где они покупали полис, а раньше они шли за страховкой только в компанию виновника, где их зачастую никто не ждал. При этом выплаты по прямому возмещению убытков (ПВУ) пока альтернативные – желающие могут получить деньги и по старинке, в компании виновника. Сейчас почти пятую часть всех выплат по ОСАГО, 17,8%, пострадавшие урегулируют через своего страховщика. И в РСА отмечают, что при урегулировании убытков по ПВУ недовольны лишь 0,23% обратившихся за такой выплатой.

К хорошему клиенты привыкают быстро, и ОСАГО за восемь лет изменилось. Но будет еще лучше, если страховые компании будут думать о клиентах всегда и решат другие реальные проблемы ОСАГО. Например, проблему, когда клиент получает существенно меньшую компенсацию – из-за износа деталей и утери товарной стоимости автомобиля.