$3,2 млрд за порт

Плохой рынок не останавливает российские инфраструктурные компании: о намерении провести IPO объявил портовый оператор Global Ports Investments (GPI). Актив может стоить $2,7–3,2 млрд, считает один из организаторов размещения

Цена в $2,7–3,2 млрд очень высокая, отмечает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго: получается, организаторы оценили GPI по мультипликатору EV/EBITDA близко к портам быстро развивающихся рынков (13–16). Например, тот же показатель Shanghai International Port – 11,5. Но, по мнению Шаго, GPI из-за нестабильного рынка следует ориентироваться на европейцев: EV/EBITDA Hamburger Hafen und Logistik составляет 8,9. Кстати, у НМТП этот показатель всего 4,6, указывает эксперт.

Global Ports

Портовый оператор. Объединяет портовые активы «Н-транса»: контейнерные терминалы «Петролеспорт» и «Моби Дик» в Большом порту Санкт-Петербург, Восточную стивидорную компанию в порту Восточный, два контейнерных терминала в Финляндии MLT-Kotka и MLT-Helsinki, сухой контейнерный терминал «Янино» под Санкт-Петербургом, а также терминал по перевалке мазута Vopak E.O.S. в Эстонии. Перевалка (2010 г.) – 1,1 млн TEU контейнеров и 18,2 млн т мазута.

Компания GPI, входящая в транспортную группу «Н-транс», объявила вчера о намерении провести IPO на Лондонской фондовой бирже. Инвесторам может быть предложено около 25% капитала компании; из них новых акций (в виде глобальных депозитарных расписок) будет продано примерно на $100 млн, сообщила компания.

Организаторами IPO назначены Deutsche Bank, Goldman Sachs, Morgan Stanley и «Тройка диалог». Аналитики Deutsche Bank оценивают компанию в $2,7–3,2 млрд, указано в отчете для инвесторов (его копия есть у «Ведомостей»). Исходя из этого сама компания и ее владельцы могут выручить $675–800 млн.

GPI – второй портовый российский оператор, который пошел на биржу. Первым был Новороссийский морской торговый порт (НМТП), в конце 2007 г. его владельцы продали 20% акций почти за $1 млрд. В отличие от универсального НМТП GPI специализируется преимущественно на перевалке контейнеров и мазута, имея портовые мощности на Балтике (Россия, Финляндия, Эстония) и Дальнем Востоке (см. справку). В 2010 г. почти половину выручки компания получила за счет перевалки контейнеров, 35% – мазута. В 2015 г. контейнерная доля увеличится до 69%, мазутная сократится до 17%, указывает Deutsche Bank, ссылаясь на данные компании. За 2010–2015 гг. выручка вырастет в 2,3 раза до $891 млн, прогнозируют аналитики, EBITDA увеличится в 2,5 раза до $536 млн, чистая прибыль утроится до $359 млн. Рентабельность по EBITDA вырастет с 54 до 60%. Для сравнения: тот же показатель НМТП в 2010 г. составил 65%.

В прошлом году на контейнеры пришлось 14% всего мирового грузового потока (против 11% в 2009 г.), но в России уровень контейнеризации крайне низок. В 2010–2015 гг. он должен вырасти на 16%, прогнозирует Deutsche Bank. Наиболее перспективным регионом для развития контейнерных перевозок аналитики называют Балтику, где у GPI довольно сильные позиции.

У GPI есть все шансы разместиться по желаемой цене, уверен сотрудник одного из банков-организаторов. Несмотря на плохой рынок и отказ от IPO нескольких компаний из транспортной отрасли («Вертолеты России», «Домодедово»), инвесторам хорошо знакомы бенефициары GPI – Константин Николаев, Андрей Филатов и Никита Мишин. Эти бизнесмены успешно разместили в 2008 г. бумаги своего железнодорожного оператора Globaltrans, а в прошлом – долю в «Мостотресте», напоминает собеседник «Ведомостей»: «Инвесторы помнят, что с ними можно хорошо заработать».