Экономика Петербурга: Ставки в «Пулково» идут на взлет

Новый терминал стоимостью 1,2 млрд евро. должен появиться в «Пулково» только через три года. Управляющая аэропортом компания уже начала менять правила игры, пытаясь извлечь максимальный доход из действующих терминалов

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Площади аэропорта необходимо использовать как можно более эффективно, рассказывал в апреле Сергей Эмдин, гендиректор управляющей компании «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС, консорциум ВТБ , Fraport и греческой Copelouzos). ВВСС получила аэропорт в управление на 30 лет в апреле прошлого года. Годом ранее компания выиграла конкурс, пообещав инвестировать в создание нового терминала «Пулково» 1,2 млрд евро., а с 2014 г. отчислять в городской бюджет 11,5% своей выручки.

По словам Эмдина, для повышения эффективности с 1 декабря прошлого года вся арендная плата за площади «Пулково» привязана к обороту арендатора. Эта система действует для всех партнеров. ВВСС берет до нескольких десятков процентов от выручки, говорит он. Доходы от неавиационной деятельности аэропорта приносят ему около 17% выручки, задача управляющей компании — на первом этапе повысить их долю до 25%.

За время работы в аэропорту ВВСС уже договорилась о приходе в «Пулково» оператора duty-free Gebr. Heinemann и сети кофеен «Шоколадница», которая также по франчайзингу открыла в «Пулково-1» заведение фастфуда Burger King. Работа по повышению доходности аренды площадей началась еще в 2007 г., когда закончилось разделение ФГУАП «Пулково» на авиакомпанию и аэропорт и последний был акционирован, рассказывает источник, близкий к аэропорту. С 2008 г. в качестве эксперимента на систему расчета арендной платы с учетом выручки был переведен единственный на тот момент оператор duty-free «Ленрианта», а затем и остальные крупные арендаторы, утверждает он. Источник в «Ленрианте» подтверждает это. Хотя арендная плата и до этого была «выше рыночной», добавляет источник, не называя ставку. Это справедливая практика, ведь управляющая компания прилагает усилия для привлечения новых авиакомпаний в аэропорт, а арендатор только пользуется растущим потоком клиентов, считает источник, близкий к «Пулково». Он говорит, что ОАО «Аэропорт «Пулково» не могло существенно расширить арендопригодные площади аэропорта из-за нехватки средств — пассажиропоток был не столь велик.

Потенциала для увеличения арендопригодных площадей с учетом растущего быстрыми темпами потока пассажиров немного, аэропорт может выделить еще максимум три места по 5-10 кв. м каждое для новых арендаторов, говорит замдиректора по неавиационной деятельности ВВСС Федор Мурыгин. Площади и ставки он не называет. В аэропорту около 5000 кв. м арендопригодных площадей, их аренда может приносить $100 за 1 кв. м в месяц, оценивает гендиректор «Colliers Int Санкт-Петербург» Николай Казанский.

Первый сетевой оператор общепита в аэропорту — «Росинтер», пришедший еще в 2007 г., давно платил вместе с фиксированной ставкой процент от оборота, поэтому на компании изменения почти не отразились, говорит PR-директор «Росинтера» Валерия Силина. По ее словам, процент за последние пять лет вырос, но вырос и оборот. Условия аренды она не раскрывает. Для арендатора в общепите это выгодная схема, аэропорт напрямую заинтересован в том, чтобы бизнес развивался, считает Силина.

Для сети аптек «Первая помощь», у которой было две точки в «Пулково», новые условия оказались не такими выгодными, как прежние, тем не менее она не собирается уходить из аэропорта, рассказывает представитель сети. Одну точку компания потеряла, ВВСС выбрала на нее другого арендатора — «Здоровые люди», говорит он. Но «Первая помощь» собирается в дальнейшем участвовать в конкурсах на аренду площадей аэропорта.

Новые правила коснулись и таксистов, с мая они должны платить УК «Такси «Пулково» 20% с каждого заказа через стойку в аэропорту. Остальные не могут высаживать и брать пассажиров ближе 50-метровой зоны безопасности. Новая транспортная компания (НТК, работает под маркой «Новое желтое такси») отказалась заключать договор с»Такси «Пулково», рассказал гендиректор НТК Феликс Маргарян. Он не исключает возможности обращения в антимонопольные органы.

Аэропорты стремятся к тому, чтобы выручка от неавиационной деятельности составляла больше половины их доходов, говорит топ-менеджер одной из российских компаний, управляющих региональными аэропортами. Этому препятствует сама архитектура аэропортов — подавляющее большинство из них, как и «Пулково», построено в советское время, и свободные площади не предназначались для извлечения прибыли.

Четыре регулируемых тарифа на авиационную деятельность (на взлет-посадку, стоянку самолета, обслуживание пассажиров и безопасность) дают приблизительно 80% выручки от авиационной деятельности, но ее рентабельность при этом — 1-2%, рассказывает менеджер. В среднем с учетом свободных цен на наземное обслуживание рентабельность авиационной деятельности — не более 10-15%, от неавиационной — в среднем 50%, сдача в аренду площадей дает рентабельность до 90%, подсчитывает он.

В отчете за прошлый год одного из совладельцев ВВСС — Fraport — сказано, что доля доходов от авиационной деятельности в аэропорту Франкфурта составляет 20%, а рентабельность по EBITDA этого бизнеса — 18,5%, от наземного обслуживания самолетов — 30 и 6,2% соответственно. При этом у остальных сервисов, включая сдачу в аренду площадей, рентабельность по EBITDA доходит до 41,5%.

Московскому аэропорту «Домодедово» около 60% выручки приносит побочный бизнес (продажи топлива, бортового питания), авиационная деятельность — около 20%, остальное — сдача в аренду площадей, управление паркингом и гостиницей, сообщалось весной в презентации аэропорта.

В 2009 г. неавиационная деятельность принесла аэропорту «Пулково» 770 млн руб., или 16% выручки, более поздняя отчетность ОАО «Аэропорт «Пулково» не публиковалась. Актуальные финансовые показатели ВВСС не раскрывает.

В апреле 2010 г. ВВСС подписала кредитный договор с пулом банков, среди которых ЕБРР, ВЭБ, IFC, Nordic Bank, они пообещали выделить 715 млн евро на строительство нового терминала в «Пулково». Управляющей аэропортом компании необходимо получать прибыль, ведь часть оставшейся суммы ВВСС должна инвестировать самостоятельно, говорит сотрудник одного из банков-кредиторов, не сообщая подробности. Он говорит, что ВВСС уже выполнила основное условие выдачи кредитов: выбрала, хотя и с опозданием на несколько месяцев, генподрядчика строительства терминала — консорциум итальянской Astaldi и турецкой Ictas Insaat. Представитель ВВСС не комментирует условия договора с подрядчиком, в компаниях не ответили на запросы «Ведомостей».