Игра с огнем

Риски торможения мировой экономики растут, опасается Международный валютный фонд. Новых кризисов не избежать, уверены участники Петербургского экономического форума

Экономическая активность замедляется, риски сокращения темпов мировой экономики растут, говорится в обновленном в пятницу обзоре экономики МВФ. Хотя прогноз роста мировой экономики МВФ почти не изменил (4,3% в 2011 г. против 4,4% в апрельском прогнозе; 4,5% в 2012 г., как и ранее), однако беспокойство рынков в отношении ослабления экономики США и финансовая нестабильность в еврозоне за минувшие два месяца усилились, говорится в обзоре: если эти риски материализуются, банковской системе развитых стран будет нанесен серьезный ущерб, а развивающиеся рынки пострадают из-за прекращения притоков капитала.

Европе политические решения о необходимой фискальной консолидации даются тяжело, в США политическое согласие о сокращении долга также отсутствует, констатирует МВФ. Откладывание ключевых решений – игра с огнем, говорит финансовый советник МВФ Хосе Виньялс: «Совершенно очевидно, что мы входим в новую фазу кризиса – политическую».

Будет ли новый кризис и откуда придет, в тот же день выясняли участники Петербургского экономического форума. Участники финансовой сессии склонялись к тому, что мировой коллапс все же маловероятен в отличие от региональных кризисов. По результатам опроса, 53,4% считают, что в ближайшие пять лет дефолт объявят 1–3 страны, 46,6% – что 4 и более, что ни одна – не верит никто. «Глобального кризиса не будет, но среди региональных – еврозона: тут все сводится к успехам или ошибкам политики», – рассуждает управляющий директор Fitch Ratings Ричард Хантер. Не только еврозона, но и США должны сократить расходы и это – главный политический вызов, считает министр финансов Алексей Кудрин. Есть вызовы и у развивающихся стран – будет ли выход Китая из перегрева мягким или жестким, продолжил он: «Поскольку весь этот перечень [страновых рисков] может сработать, я бы дал 25% того, что в ближайшие три года может быть рецессия крупных зон в экономике мира». Будет череда локальных кризисов, согласен вице-президент IFC Ларс Танелл: «Будем прыгать со льдины на льдину». Раньше кризисы формировались каждые 50 лет, потом 20, потом 10, теперь каждые 3–4 года – информация распространяется быстрее, значит, и рынки реагируют быстрее, заметил гендиректор биржи NYSE Euronext Дункан Нидерауэр.

Дисбалансы в американской недвижимости, инфляция активов в Азии, европейский кризис, неопределенность на Ближнем Востоке и в Африке – если все это сойдется в восприятии инвесторов, то мир снова окажется перед серьезной угрозой кризиса, перечислил риски председатель правления Deutsche Bank Йозеф Акерманн. Глобальный финансовый кризис не исключен, считает зампред правительства Испании Елена Сальгадо, призывая восстанавливать доверие инвесторов делом, а не только словом. «Проблемы есть, но не очень страшные, – оптимистичен основатель фонда TPG Дэвид Бондерман. – Большого коллапса не будет – отдельные пожары». «Все пожарные в курсе, шланги наготове», – уверен председатель совета директоров Blackstone Group Management Стефан Шварцман: в ближайшие 2–3 года мир найдет способ выйти из нынешней сложной ситуации, но придется пройти через череду локальных кризисов. «Как описать ситуацию одним словом? Good. А двумя? Not good», – резюмировал выступления финансистов председатель совета директоров «Тройки диалог» Рубен Варданян.

«Перспективы мировой экономики никогда не были лучше, чем сейчас», – убеждал участников экономической сессии старший партнер Verno Capital Рональд Нэш: средний мировой темп в 1950–2000 гг. был 3,5%, в 2003–2008 гг. – 4,7%, в 2010–2016 гг. будет 4,6% – почти таким же высоким, как до кризиса. США и ЕС, развивавшиеся за счет роста потребления в долг, теперь должны разобраться со своим долгом – никто его финансировать больше не будет, Китай, напротив, ставит целью рост благосостояния граждан, а значит, страна лишится одного из главных прежних преимуществ – дешевого труда и снизит темпы роста, возразил председатель правления МДМ-банка Олег Вьюгин: «Это не драма, просто наступает серьезный период охлаждения мировой экономики». Низкие темпы роста сильнее всего сказываются на наименее обеспеченном населении, продолжил он: «Это и есть главный риск: люди могут не захотеть терпеть такую ситуацию».

По итогам голосования на экономической сессии в то, что глобального кризиса в ближайшие годы не произойдет, верят только 10,1% участников. Почти половина (47,7%) видят виновником грядущего кризиса США, 20,4% – еврозону, 15,2% – Китай, 6,7% усмотрели угрозу в чем-то другом. Как и предыдущие структурные кризисы 1930-х и 1970-х гг., кризис 2009 г. поставил вопросы о новой модели глобального финансового регулирования, о новой валютной системе – ответов на них нет до сих пор, отметил ректор АНХ Владимир Мау: так что выхода из кризиса еще и не было.