Вектор


«Аэрофлот» все больше и больше склоняется в пользу Boeing – вчера компания подписала контракт на поставку восьми широкофюзеляжных Boeing 777 (всего в этом году авиаперевозчик договорился купить 16 таких самолетов с крайне редкой скидкой почти в 50% от каталожной цены). У компании есть контракт и на 22 Boeing 787, более того, они тоже могут быть поставлены на льготных условиях – если «Аэрофлот» станет стартовым заказчиком улучшенной модификации этих самолетов. А ведь еще несколько лет назад компания предпочитала Airbus – так, она уже купила более 60 Airbus A320 и в ближайшие годы должна получить еще 20 А320 и A330, а затем и 22 еще не существующих A350XWB. Секрет Boeing в том, что ее менеджеры за последние пару лет смогли выстроить дружеские взаимоотношения с руководством «Аэрофлота» и не скупились на скидки. Airbus же, напротив, ужесточает условия: компания хотела бы, чтобы «Аэрофлот» доплатил за поставляемые самолеты, рассказал «Ведомостям» менеджер перевозчика. И если европейский авиаконцерн не передумает, то «Аэрофлот» может и вовсе отказаться от поставок его лайнеров. Представителей Airbus такие слова озадачили. Но позиция перевозчика выгоднее: даже если он и откажется от сделки, у него есть опцион на покупку 50 самолетов Boeing 737, которые купят «Ростехнологии».

Безлимит недоступен

Взрывной рост трафика заставляет мобильных операторов отказываться от безлимитных тарифов на мобильный интернет. Недавно это сделала AT&T. С 7 июля Verizon не будет предлагать такие тарифные планы новым абонентам, сообщает интернет-издание Hufflington Post. Теперь часть трафика будет предоплачена (2 Гб – $30 в месяц, 5 Гб – $50 и 10 Гб – $80), а за каждый гигабайт сверх лимита Verizon будет брать $10.

Пользователи смартфонов в США, по данным Nielsen, в 2010 г. скачивали из интернета в среднем 435 Мб в месяц – на 89% больше, чем в 2009 г. При безлимитном тарифном плане это значит, что выручка от переданного мегабайта снижается на 47%. Себестоимость передачи мегабайта информации также падает, но менее быстрыми темпами, чем выручка от его передачи, замечают аналитики Tellabs. По их подсчетам, в результате при сохранении безлимитных тарифов в 2013–2014 гг. услуга мобильной передачи данных для американских операторов станет убыточной.

Для российских операторов эта угроза еще не актуальна. Рынок мобильной передачи данных в России активно растет, и на нем пока идет борьба за абонента, а не за рентабельность.

Сам кузнец своего счастья

Минэнерго намерено создать экономические стимулы, чтобы отвадить нефтяные компании строить собственные электростанции, передал вчера «Интерфакс» со ссылкой на министра энергетики Сергея Шматко. «Нельзя запретить в текущей ситуации развивать собственную генерацию. С другой стороны, допустить массового развития такого процесса мы никаким образом не можем», – подчеркнул он. Ведь это «ляжет тяжелым бременем на социальную ситуацию в регионе, так как только увеличит перекрестное субсидирование, чего Минэнерго допустить не должно».

Но Шматко пытается бороться не с причинами, а со следствием. Про перекрестное субсидирование чиновники еще лет 15 назад сказали – от него надо отказываться. И даже в законодательство об энергореформе записано – население должно покупать электричество на свободном рынке. Но правительство боится резкого роста тарифов, поэтому каждый раз сроки отказа от перекрестного субсидирования переносятся. А тем же нефтяникам не хочется оплачивать не только свои, но и чужие счета. К тому же сжигать попутный газ они могут либо в факелах, либо на собственных энергоблоках. Другого пути фактически нет – «Газпром» неохотно принимает чужой газ в свою трубу. Так что Шматко стоит решить эти две проблемы. Тогда увлечение нефтяников строительством энергоблоков никак не отразится на населении. А если появится возможность с выгодой продать попутный газ, то, может, и строить их никто не будет.

Первый по сумме

ВТБ собирается привлечь рекордный для российского рынка синдицированный кредит – до $3 млрд, сообщил журнал EuroWeek. «В ходе старшей синдикации заемщик собрал заявок на $2,85 млрд на трехлетний необеспеченный кредит, побив рекорд ВЭБа, который в апреле закрыл сделку по привлечению синдицированного кредита на $2,45 млрд», – сообщает издание. 19 ведущих организаторов уже предоставили по $150 млн, в этом списке все крупнейшие мировые инвестбанки: BNP Paribas, Barclays Capital, Bank of America Merrill Lynch, BTMU, China Development Bank, Citi, Commerzbank, Credit Agricole, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, ING, JPMorgan, Morgan Stanley, Mizuho, RBS, Societe Generale, SMBC и Wells Fargo. Финальный объем кредита может достигнуть $3 млрд, по информации представителей банков.

Финдиректор ВТБ Герберт Моос ранее заявлял, что и процентная ставка, скорее всего, будет рекордно низкой для банков. «РИА Новости» со ссылкой на источник в банковских кругах сообщало, что ВТБ хочет взять синдкредит под [трехмесячную] LIBOR + 130 базисных пунктов (сейчас – 1,745%). То есть до двойного рекорда ВТБ не хватает совсем чуть-чуть – недавно ВЭБ привлек синдицированный кредит под шестимесячную LIBOR + 1,3% годовых (1,69%).

Переменил вкусы