Сирийские ходоки

Россия не исключает для себя роли переговорщика в сирийском конфликте: сенатор Маргелов встретился с сирийской оппозицией, хотя и не обещал ей поддержки

Вчера спецпредставитель президента России по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов провел в Москве встречу с сирийскими оппозиционерами. Противники режима президента Башара Асада, в основном проживающие за пределами Сирии, впервые за три месяца политического кризиса на родине посетили Россию.

Участники встречи уверили Маргелова, что сирийские власти не готовы к серьезному диалогу с оппозицией и к реформам, которые несколько раз на протяжении кризиса обещал провести президент Башар Асад. «После последней речи Башара Асада уже было убито 26 человек», – аргументировал руководитель сирийской группы и основатель Дамасского исследовательского центра по правам человека Радван Зияде (цитаты по «Интерфаксу»). Всего за время противостояния с властями в Сирии погибло более 1400 человек, утверждают правозащитные организации.

Встреча с сирийцами демонстрирует желание России увеличить свое участие в происходящих на Ближнем Востоке и в Северной Африке процессах, уверен эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев. В конце недели Маргелов примет участие в саммите Африканского союза, на котором обсудят ситуацию в Ливии и сценарии выхода из кризиса. Однако в отличие от ливийских оппозиционеров, которых Россия признала полномочным участником переговоров, в отношении сирийцев такого шага вчера никто не делал.

МИД демонстративно дистанцировался от визита, указав в официальном комментарии, что эта поездка осуществляется исключительно по линии Российского общества солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки. А в другом комментарии, от 21 июня, призвал все движения прислушаться к призывам сирийского руководства к переговорам.

Встречу Маргелова можно считать зондированием почвы, пока Москва видит перспективу в переговорах с Асадом, продолжает Минаев. Маргелов по итогам встречи сделал заявление, что «у нас другого друга, кроме сирийского народа, в этой стране нет, лидеры приходят и уходят». Но просьбу оппозиционеров к России активнее проявить себя в Совбезе ООН и поддержать резолюцию, осуждающую насилие против гражданского населения, он оставил без внимания. О невозможности поддержать резолюцию в интервью Financial Times говорил и президент России.

Россия не поддерживает резолюцию и потому, что не хочет разрушать военные и технические связи с официальным Дамаском, при крахе режима могут всплыть факты попадания российского оружия к террористам, говорит эксперт.