Мотор Китая

«Рособоронэкспорт» заключил с минобороны КНР контракт на поставку авиадвигателей на сумму свыше $500 млн. Снабжать истребители собственными моторами китайцы пока не могут

Контракт на поставку 123 авиадвигателей АЛ-31ФН до 2013 г. на сумму свыше $500 млн «Рособоронэкспорт» заключил с минобороны КНР в начале июня, сообщили «Ведомостям» источник, близкий к руководству «Рособоронэкспорта», и менеджер одного из предприятий авиапромышленности. По словам последнего, первые 13 двигателей будут поставлены до конца текущего года. Выполнять контракт будет московский завод «Салют», который и ранее поставлял двигатели этой модификации в Китай: 54 единицы по контракту в 2003 г., 100 – по контракту в 2007 г., 122 – в 2009 г.

Эти двигатели являются специально разработанной модификацией двигателя АЛ-31, который устанавливается на двухдвигательные тяжелые истребители типа Су-27/30, для оснащения новейших однодвигательных истребителей J-10 ВВС Китая, напоминает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. По его словам, создание J-10 – первого китайского истребителя четвертого поколения – является предметом гордости китайской авиапромышленности, заявлялось о разработке для него и для созданной в Китае копии истребителя Су-27 (под названием J-11B) аналога АЛ-31 – мотора WS-10, но его из-за недостаточной надежности опасаются ставить на одномоторный J-10. До сих пор китайцы на всех экспортируемых ими самолетах устанавливают, очевидно по требованию заказчика, иностранные двигатели российского или западного производства.

Китай разрабатывает линейку двигателей всех классов, пытаясь скопировать такие российские военные авиадвигатели, как РД-93 (модификация РД-33 от истребителя МиГ-29) и АЛ-31, а также постоянно пытаются купить в России новейшие версии АЛ-31, говорит топ-менеджер одного из авиадвигателестроительных предприятий. Но сделать все это быстро нельзя, считает он. Несмотря на очевидный прогресс китайской авиапромышленности, пока такой ключевой агрегат, как двигатель, доработать китайцам не удается, это и доказывает очередной контракт на поставку АЛ-31, говорит Олег Пантелеев из агентства «Авиапорт».

Китай прекратил масштабные закупки российских вооружений, в том числе авиатехники, с середины 2000-х гг., поскольку посчитал, что его промышленность достигла достаточного уровня, а недостающее можно скопировать, в том числе с помощью Украины, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, появились копии российских изделий, в том числе Су-27. Судя по заключению нового крупного контракта, руководители авиапромышленности и армии КНР понимают, что пока без закупок российских агрегатов не обойтись.