Праздник урожая

Конкурс Чайковского принес обнадеживающие результаты: талантов оказалось достаточно для того, чтобы их хватило и на официальные, и на независимые премии
конкурс им. Чайковского

Имидж Конкурса Чайковского в этом году изменился: если раньше состязание носило имперский характер, где торжествовал большой стиль, в котором лучше всего чувствовали себя представители отечественной школы, то ныне возобладал глобализм – все участники, будь то россияне, азиаты или представленные меньшим числом европейцы и американцы, выглядели гражданами единого мира. Недлинная биография 20-летнего Даниила Трифонова, ставшего обладателем Гран-при, прекрасно иллюстрирует картину наших дней: окончил Гнесинскую спецшколу в Москве, теперь учится в Кливленде у профессора Сергея Бабаяна, уже завоевал медали на конкурсах в Варшаве и Тель-Авиве.

Радостный, лучистый талант Даниила Трифонова, его ароматный звук, умение подать лазурные красоты шопеновского пианизма – не единственное открытие конкурса. Обладательницу серебра 25-летнюю кореянку Йол Юм Сон мы запомним как хозяйку лучших на конкурсе нервов и выдержки, а также самого богатого гардероба. Подлинным открытием стал 17-летний кореец Сенг Чжин Чо, не только блестяще оснащенный, но и на удивление своеобразный пианист. Тридцатилетний Эдуард Кунц, тонкий и зрелый мастер из России, не прошел дальше середины второго тура. К финалу не был допущен и Александр Лубянцев, что стало причиной скандала в публике и аккредитованной прессе. Оргкомитет конкурса во главе с Валерием Гергиевым и члены жюри вынуждены были давать пресс-конференцию с объяснениями. Не удовлетворенная объяснениями пресса организовалась и учредила независимый Приз критики, который подавляющим большинством голосов (но, замечу, не единогласно) был отдан Александру Лубянцеву.

Не все лауреаты одинаково удачно выступили на гала-концерте, которым самолично дирижировал Гергиев. Так, из виолончелистов самое выгодное впечатление оставил лауреат третьей премии белорус Иван Каризна, свободно и с юмором сыгравший Кадриль Щедрина, а также обладатель серебра и красивого звука француз Эдгар Моро, хотя и игравший затхлую обязательную пьесу Кшиштофа Пендерецкого, золотой же лауреат Нарек Ахназарян (которому по ходу конкурса мы были обязаны снятием с дистанции несдержанного на язык дирижера Марка Горенштейна) сыграл «Рококо» блекло и с потерями. Выход скрипача Сергея Догадина с двумя частями Концерта Чайковского заставил пожалеть, что он получил лишь вторую премию (первую – никто), тогда как израильтянин Итамар Зорман (также вторая премия) в медленной части Концерта Моцарта звучал невыразительно. Весьма средне показали себя и лауреаты вокального конкурса.

Всем лауреатам карьера положена автоматически: организаторы заранее позаботились о концертных контрактах, в которые только сейчас вписываются имена, сам Гергиев берет их в свои программы. Мы тоже в выигрыше: конкурс уйдет в прошлое, а его участники останутся с нами и мы сможем наслаждаться их искусством вне всякой зависимости от того, получили они сейчас премии или нет.