Вектор


Найдется кое-что

Крупнейший китайский поисковик Baidu будет сотрудничать с американской Microsoft. Некоторые англоязычные запросы Baidu будет теперь обрабатывать при помощи поисковой системы Microsoft Bing, сообщает The Wall Street Journal. Некоторые – видимо, потому, что интернет-трафик в Китае подвергается жесткой цензуре. Другая американская компания – Google несколько лет пыталась найти компромиссный вариант работы в Китае, но после того, как США официально раскритиковали китайскую политику цензуры, предпочла свернуть бизнес в этой стране, переместив серверы в Гонконг. Теперь все китайские запросы, адресованные Google, автоматически перенаправляются на ее гонконгский сайт – это освобождает компанию от ответственности за неисполнение китайского закона о цензуре, хотя теоретически чревато закрытием доступа к ее сайту из Китая. Microsoft, очевидно, согласилась исполнять требования китайских чиновников. Baidu могла бы выбрать и российский «Яндекс»: он тоже (как Google и Bing) индексирует страницы всего интернета. Почему выбор китайского поисковика пал на Microsoft, неизвестно, но можно предположить, что американская поисковая система все-таки обрабатывает англоязычные запросы чуть лучше, чем российская.

Монгольский компромисс

Все три участника конкурса на разработку одного из крупнейших в мире угольных месторождений – Таван-Толгой в Монголии остаются в проекте. У консорциума во главе с РЖД будет 36%, альянс, возглавляемый китайской China Shenhua Energy, получит 40%, американская Peabody Energy – 24%, сообщил «Интерфакс». Сегодня этот вопрос должен рассмотреть монгольский парламент. «Я пока плохо себе представляю, как лебедь, рак и щука смогут вести эту телегу», – заявил президент РЖД Владимир Якунин (цитата по «Интерфаксу»). В каждом консорциуме еще несколько участников. Вместе с РЖД на конкурс по Таван-Толгою пошли СУЭК, партнеры из Южной Кореи (во главе с Korean Resources Corporation) и Японии (в том числе Itochu и Sumitomo). Но едва ли РЖД выйдет из этого проекта. Правительство Монголии сделало условием участия в проекте развитие инфраструктуры Улан-Баторской железной дороги (УБЖД, принадлежит России и Монголии на паритетных условиях); к ней должны быть присоединены новые линии, идущие от месторождения. «Мы не ищем здесь сногсшибательных доходов, а выполняем от имени правительства России задачу по управлению пакетом акций УБЖД», – отметил Якунин.

А запасов Таван-Толгоя (6,5 млрд т угля) хватит на всех – пока на конкурс выставлен один участок с запасами 1,2 млрд т.

Жертвы ликвидности

Несмотря на летнее затишье и кризис инвестиционных идей, интересные события, хоть и краткосрочные, на бирже все же происходят. Например, вчера на ММВБ почти на 6% подскочили акции «Уралкалия», а объемы торгов были приличными (2,4 млрд руб.), даже больше, чем у некоторых традиционных голубых фишек вроде «Роснефти» и «Лукойла». Причина взлета котировок компании проста – агентство MSCI Barra почти вдвое увеличило вес производителя калийных удобрений в страновом индексе MSCI Russia после слияния компании с «Сильвинитом». А аналитики «ВТБ капитала», например, ожидают притока многомиллионных инвестиций в акции «Уралкалия».

Недавно увеличение веса «Лукойла» в MSCI Russia привело к росту котировок нефтяной компании примерно на 5% – всего за 5 минут! И это лишь два последних примера. Все это говорит не столько о том, что котировки российских компаний сильно зависят от технических изменений в международных индексах, сколько об их невысокой – будем откровенны – ликвидности и малом количестве самих эмитентов. Иначе акции «Уралкалия» не «улетали» бы на 6%, моментально попадая в пятерку самых ликвидных инструментов на бирже.

Заказ для TNS

После нескольких лет разговоров и долгих обсуждений российские медиахолдинги, рекламные агентства и рекламодатели готовы создать собственный индустриальный комитет. И одна из первых вещей, которыми предстоит заняться этой общественной организации, – решить проблему с измерением аудитории российских медиа. Сейчас фактический монополист в этой области – компания TNS. И критикуют ее постоянно – за то, что TNS мерит аудиторию далеко не во всех российских городах, интересных рекламодателям. Из-за этого, по мнению селлеров, недобирают доходов региональные телекомпании. Даже федеральные телеканалы не всегда довольны исследованиями TNS: им не хватает детализации и возможности следить за рейтингами в прямом эфире. Рекламодателям, по их словам, тоже недостаточно данных, чтобы четко понимать эффект от потраченных бюджетов. Другие возражают: мы получаем те исследования аудитории, которых заслуживаем. TNS готова мерить больше и лучше, но это стоит денег. Кто их заплатит? Индустриальный комитет, как предполагают его создатели, может решать такого рода организационные вопросы и задавать стандарты для всей рекламной отрасли.