Личный коуч: почему акционеры и управляющие по-разному оценивают компанию


– Через полчаса совет директоров, – мрачно сказал управляющий компании, – будут мозг выносить: почему не могу то, почему не готово се...

– А вы акционерам можете объяснить ваши трудности? Ну, чтобы понимание было? – спрашиваю я.

– Объяснить? Мы по-разному понимаем возможности и приоритеты нашей компании, – сухо ответил управляющий и начал собирать бумаги.

Об этом самом управляющем акционеры отзывались хорошо, с уважением. Но отношения между топ-менеджером и акционерами были сложными, как практически во всех компаниях, с которыми мне приходилось иметь дело. И эта сложность не связана с тем, что директор плох или акционеры невменяемы. Просто мир акционеров отличается от мира управляющих. Для понимания противоречий достаточно сфокусироваться на различиях контекстов, в которых приходится действовать тем и другим.

Бизнес всегда находится вне компании: там рынки, ресурсы, партнеры. Понимание внешней ситуации позволяет находить новые возможности для развития. Можно сказать, что основной задачей акционеров является поиск и развитие новых связей, которые со временем могут превратиться в бизнес. Мир бизнеса – это мир множественности, в котором человек находит правильные пути, не всегда руководствуясь только рациональными соображениями.

Картина мира управляющего выглядит иначе. Он связан с повседневной рутинной деятельностью компании. Развитие бизнеса требует развития деятельности, но управляющий вынужден учитывать ограничения, с которыми может столкнуться компания при реализации новых идей собственников. Управляющие по роду занятий более консервативны, но это не означает, что они ретрограды. Просто они вынуждены учитывать объективные ограничения, связанные с инертным характером любой деятельности.

Если вас не разочаровывают, то будьте уверены: перед вами шарлатан – поэтому хороший управляющий вынужден разочаровывать акционеров, объясняя им объективные трудности. Взаимодействие между акционерами и управляющим сводится к взаимным ограничениям: директор вынужден ограничивать стремление хозяев к новизне и неумеренной, с его точки зрения, поспешности в изменениях, а хозяева вынуждены преодолевать излишнюю, с их точки зрения, консервативность и инертность управляющего. Желанным итогом будет сбалансированный компромисс взаимных ограничений.

Существенно, что достижение качественного компромисса полностью зависит от взаимной готовности каждой из сторон услышать другую и пойти ей навстречу. Если же диалога не получается, то, как правило, баланс смещается в сторону необоснованной готовности управляющего выполнить невыполнимое. Конечно, такая отзывчивость будет ласкать слух акционеров, но это обернется неизбежными проблемами в работе компании. Если хозяева настаивают, что может сделать управляющий? Самый плохой вариант, когда директор вынужден занять позицию «чего изволите» и начать подыскивать другое место работы.

С другой стороны, акционерам может показаться, что управляющий слишком много о себе мнит. В этом случае они поменяют управляющего, ожидая от нового директора или большей сговорчивости, или больших подвигов. Но ограничения, о которых говорят управляющие, в большинстве случаев объективны. Поэтому неуемность (сделать все сразу и еще вчера) и глухота акционеров могут приводить не столько к достижению желанных результатов, сколько к калейдоскопу новых назначений и росту внутренней неразберихи. Для стабильного развития компании необходимо создавать условия, когда поиск баланса взаимных ограничений будет рассматриваться не как личное одолжение или любезность, а как рабочий процесс, в эффективности которого заинтересованы обе стороны. Тогда директор получает право отстаивать свою правоту, а хозяева – настаивать на отказе от излишнего консерватизма.

Принципиальное различие контекста деятельности, характера ответственности и способов мышления бизнесменов и управляющих создает смысловую напряженность, которую можно и нужно использовать для пользы каждого из участников диалога. Бизнесмен может показать управляющему, что излишняя склонность к консервативности ограничивает возможности самого управляющего, а управляющий может показать бизнесмену, что чрезмерное увлечение новизной может привести к сложностям, которые при более взвешенном подходе могли бы и не возникнуть. В таком понимании конфликт превращается в диалог, от которого выиграют все – в первую очередь бизнес.