По второму кругу

Чиновники хотят запретить авиакомпаниям наказывать пилотов за уход при посадке на второй круг. Авиаторы утверждают, что таких мер не применяют

Некоторые авиакомпании негласно штрафуют пилотов за то, что те уходят при посадке на второй круг или на запасной аэродром, так как это приводит к расходу топлива, объяснил «Интерфаксу» источник, близкий к авиационным властям. Такое мнение бытует несколько лет, но фактов не выявлено, рассказал «Ведомостям» чиновник Минтранса. Представители «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири» и «Ютэйр» отрицают практику наказания пилотов за уход на второй круг, а также привязку вознаграждений к расходу топлива.

О предложении наложить запрет на наказание экипажей за уход на второй круг сообщил Минтранс по итогам заседания межведомственной комиссии. «Фактором, влияющим на принятие решения экипажа об уходе на второй круг, может являться негативная реакция со стороны руководства авиапредприятия», – объясняет министерство. Запрет может быть прописан в Федеральных авиационных правилах.

«Есть чиновники, которые считают, что авиакомпании только и думают, как бы недозаправить самолет и применить наказания к ушедшим на второй круг пилотам, – возмущается топ-менеджер одного из перевозчиков. – Как правило, такие специалисты никогда не работали в авиакомпаниях или ведут речь о перевозчиках с двумя-тремя самолетами». Ни одна из крупных компаний не станет вводить такие правила, так как при большом числе полетов они очень быстро могут привести к беде, говорит собеседник.

Более того, по данным авиатора, настороженность пилотов вызвало прошлогоднее требование Ространснадзора к перевозчикам – вести учет и анализ ситуаций с заходом на второй круг, а затем предоставлять эти данные в ведомство. Пилот, находясь в небе, должен быть свободен в принятии решений, на него не должны давить бюрократические ограничения, говорит менеджер. Со стороны Ространснадзора это было лишь рекомендацией – для понимания процесса, принятия эффективных решений, а не наказания пилотов, парирует чиновник Минтранса. Впрочем, по его словам, на заседании комиссии решено отменить эту норму.

Уход на второй круг имеет десятки причин – интенсивность полетов, плохая видимость и проч., рассказывает сотрудник «Сибири»: в среднем такое случается в 2–3% посадок. Надо обратить внимание на выполнение этого маневра – тренировать пилотов, ведь, учитывая, что он применяется нечасто, экипажи порой допускают ошибки, указывает собеседник «Ведомостей». Примерно о том же сообщил Минтранс: основной причиной авиапроисшествий, случившихся в последние годы при заходе на посадку в сложных метеоусловиях, является недостаточная подготовленность экипажей для выполнения посадки и ухода на второй круг или запасной аэродром.