Под контролем Путина

Правительство предписало ФГУПам срочно готовить стратегии развития, за невыполнение которых руководству предприятия будет грозить увольнение. 13 крупнейшими ФГУПами премьер Владимир Путин будет управлять напрямую

Сейчас согласно программе приватизации на 2011–2013 гг. в России 3571 ФГУП. Ими будут управлять так же, как государственными АО: 40–50 крупнейшими компаниями (например, «Газпромом», «Роснефтью», ВТБ) правительство управляет напрямую (утверждает кандидатов в советы директоров, дает директивы), остальными – Росимущество. На себя правительство замкнет контроль за 13 ФГУПами (см. врез) – будет назначать руководителя, определять размер перечисляемой в бюджет прибыли, согласовывать сделки свыше 25% балансовой стоимости активов. Остальными продолжат управлять отраслевые ведомства, но руководители ФГУПов теперь должны отбираться на конкурсе, а крупные сделки – одобряться, если они согласуются с целями ФГУПа.

Правительство скорректирует систему управления ФГУПами, следует из подписанных Путиным постановлений (опубликованы на сайте правительства). Это реакция на прошлогоднее поручение президента повысить прозрачность унитарных предприятий, объясняет директор департамента Минэкономразвития Алексей Уваров.

В спецперечень попали предприятия с большой выручкой и долей на рынке, с серьезным штатом, говорит Уваров, учитывалась и важность функций. По его словам, список может быть расширен в будущем. Изменение системы управления ФГУПами не станет поводом для досрочного разрыва контрактов с руководителями предприятий, отмечает Уваров.

ФГУПам поручено разработать среднесрочные (на 5–7 лет) стратегии развития. Стратегии есть у государственных АО и зачастую даже больше чем на пять лет, но почти нет у ФГУПов, комментирует Уваров: лишь в конце ежегодных программ своей деятельности они вскользь упоминают о стратегических целях. Утверждать стратегии и программы крупнейших предприятий будет правительство, остальных – ведомства. Ежегодные отчеты ФГУПов станут публиковаться на сайте Росимущества. Недостижение заявленных в стратегии целей будет основанием для увольнения руководителя ФГУПа, говорит Уваров.

У Гознака есть программа развития до 2020 г., сейчас она уточняется до 2025 г., говорит помощник гендиректора Наталья Никифорова: ориентир – сохранение роли приоритетного поставщика государственных знаков (денег, документов). У «Российской телевизионной и радиовещательной сети» нет стратегии, но она и не нужна, считает замруководителя предприятия Борис Теребиленко: «Есть программа инновационного развития и профильная федеральная целевая программа, в реализации которой мы активно участвуем, – это и есть наши стратегические документы». У «Почты России» есть программа модернизации, которая ляжет в основу стратегии, говорит представитель ФГУПа.

Деятельность ФГУПов непрозрачна, руководителям предоставлена широкая автономия, считает замдиректора Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Светлана Авдашева: «Если у ФГУПа есть прибыль, то распоряжается он ею де-факто по своему усмотрению». Предпринятых мер недостаточно, уверена она: правительство и ведомства должны определять цели развития предприятия, а не утверждать их. Эффект может быть значительным, не согласен замдиректора межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. «Но нужно обеспечить реальный контроль, в том числе общественный, за реализацией стратегий, а в них самих прописать не только цели, но и объяснить, зачем вообще нужны эти предприятия и почему их нельзя приватизировать», – считает он. «Универсальный совет – быстрее акционировать ФГУПы», – замечает Авдашева.