«Русская служба» Ковальчука

«Национальная медиа группа» (НМГ) ведет переговоры о покупке «Русской службы новостей». Если сделка состоится, в медиаимперии Юрия Ковальчука появится первая радиостанция

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала НМГ разрешение на покупку 100% долей ООО «Континент», сообщило ведомство. «Континент» входит в «Русскую медиа группу» (РМГ) и владеет лицензией на частоту, где вещает «Русская служба новостей» (РСН). Пресс-служба РМГ подтвердила возможность продажи радиостанции. Источник в НМГ уточнил «Ведомостям», что окончательное решение о покупке пока не принято. Никто из собеседников не стал раскрывать детали возможной сделки.

РСН появилась в московском эфире в октябре 2001 г., до ноября 2005 г. носила название «Русское радио – 2». Это четвертая по популярности разговорная радиостанция в Москве, за последний год ее суточная аудитория выросла на 10% до 0,6 млн человек (данные TNS за май – июнь 2011 г. среди населения старше 12 лет). По оценке TNS, в прошлом году радиостанция продала рекламы на $1,7 млн, рассказал «Ведомостям» руководитель одного из медиахолдингов (TNS не раскрывает эти данные). TNS считает выручку СМИ по официальным прайс-листам, поэтому сумму необходимо снизить на 75% – стандартный размер скидки для таких радиостанций, оговаривается собеседник «Ведомостей». Таким образом, РСН реально могла заработать меньше $0,5 млн. Если это так, значит, радиостанция не окупается, указывает заместитель гендиректора ВГТРК Сергей Архипов.

РСН – непрофильный актив для РМГ, уже в течение некоторого времени рассматривается возможность его продажи, передал через пресс-службу гендиректор этого холдинга Сергей Кожевников. Сама РМГ планирует, по словам Кожевникова, сосредоточиться на развлекательном контенте. Крупнейший актив РМГ – музыкальная радиостанция «Русское радио». Выручка РМГ в 2009 г. – 1,56 млрд руб., EBITDA – 272 млн руб. (данных за 2010 г. нет).

РСН за последний год предлагалась для покупки нескольким медиахолдингам, сказал «Ведомостям» руководитель одного из них. Михаил Бергер, гендиректор компании «Объединенные медиа» (владеет разговорной радиостанцией Business FM), полагает, что стоимость РСН составляет $8–10 млн. РСН – острополитический проект и, скорее всего, приобретается ради влияния на аудиторию перед выборами, считает партнер консалтинговой компании CIS Media Solutions Руслан Терекбаев, поэтому просчитать его цену, исходя из бизнес-показателей, невозможно.

НМГ покупает разговорную радиостанцию, потому что она может быть удачно интегрирована с новостными и политическими передачами на РЕН ТВ и «Пятом канале», считает Бергер. Например, с 1 июля в эфире РЕН ТВ появилась программа «Русские сказки» главного редактора РСН Сергея Доренко, который не вел телепередач на ТВ около 10 лет, а прежде прославился своими острыми антилужковскими репортажами. «Русские сказки» на РЕН ТВ основаны на одноименной передаче на РСН и, по словам самого Доренко, ее формат с переходом на ТВ практически не изменился: фактически камера снимает то, как он ведет радиоэфир. Радио – лучшая реклама для ТВ, для продвижения сериалов, ток-шоу, привлечения новых зрителей, указывает Терекбаев. Этот прием активно использует ВГТРК с радиостанциями «Радио России» и «Маяк», указывает он, и, возможно, так же поступит НМГ. Слушают РСН и смотрят РЕН ТВ и «Пятый канал» одни и те же люди, поэтому вряд ли таким образом получится привлечь новую аудиторию, сомневается Архипов. НМГ была создана в феврале 2008 г. и объединила РЕН ТВ и «Пятый канал», газету «Известия». В прошлом году группа приобрела блокпакет «Первого канала», а недавно – блокпакет CTC Media. Кроме того, структуры ее акционера, банка «Россия», владеют «Видео интернешнл», крупнейшим телеселлером в стране.