Конвейер с молотка

Суд разрешил ВТБ продать оборудование «Тагаза», заложенное по невыплаченному кредиту. Стороны планируют реструктурировать долг – распродажа имущества им невыгодна
Д.Гришкин

Поручились за «Тагаз»

Поручителями по кредиту являются бывшие гендиректора «Тагаза» Михаил Парамонов и Геннадий Ряднов, говорится в решении суда. Они же поручились за завод и по другому кредиту ВТБ – на 682 млн руб., отметил представитель банка. Но Ряднов на днях умер.

«ТагАЗ»

Автопроизводитель. Акционеры – лихтенштейнские Corio Invest Aktiengesellschaft, Ikaria International Technologies Aktiengesellschaft, Fortum Aktiengesellschaft, Pemberton Anstalt, Asha Holding Aktiengesellschaft (по 19,9%), Sapor Invest INC с Британских Виргинских островов (0,5%). Выручка (РСБУ, 2009 г., СПАРК) – 11,03 млрд руб. Чистый убыток – 5,98 млрд руб. Долг – 23,55 млрд руб.

Решение московского арбитража по иску ВТБ к «Тагазу» опубликовал сайт pravo.ru. Банк подал иск к заводу в июле 2010 г., требуя выплатить кредит на 610 млн руб., выданный в декабре 2008 г. на шесть месяцев, и 172,6 млн руб. процентов и неустойки. Должник просил суд признать заключение кредитного договора ничтожной сделкой, поскольку «соглашение заключено при недобросовестном поведе­нии банка и неразумных действиях ООО «Тагаз». Впрочем, завод смог добиться лишь снижения суммы требований на 8,4 млн до 774,1 млн руб.

Зато банку суд разрешил продать заложенное по кредиту имущество «Тагаза» стоимостью 663,2 млн руб. на публичных торгах. Какое именно имущество было заложено, в тексте решения не говорится. Это оборудование для сборки легковых автомобилей – cварочные линии, прессы, конвейеры, манипуляторы и т. д., рассказал «Ведомостям» представитель ВТБ. До распродажи этого оборудования может и не дойти – банк и «Тагаз» ведут переговоры о частичной выплате кредита и реструктуризации задолженности, отметил он. Кроме того, ВТБ не намерен ограничиваться одним источником возврата денег – он может, например, взыскать их с поручителей по кредиту (см. врез), продолжает он. Но даже если оборудование будет продано, завод может договориться о его использовании с новым собственником, поясняет собеседник, кроме того, у «Тагаза» останутся линии по сборке автобусов и грузовиков.

Представитель «Тагаза» от комментариев отказался. Производство завода не пострадает, в залоге по этому кредиту находится оборудование, не имеющее отношения к главной сборочной линии предприятия, заверил «Ведомости» сотрудник завода. «Тагаз» действительно ведет переговоры с ВТБ о реструктуризации долга, финансирование может быть получено из нескольких источников, подтвердил он.

«Тагаз» собирает легковые автомобили под собственными марками Tagaz и Vortex, а также легковые автомобили, грузовики и автобусы Hyundai. На таганрогской площадке расположены три конвейера: два легковых и один для сборки грузовиков и автобусов. Общая мощность линий – 360 000 автомобилей в год. По данным «АСМ-холдинга», за пять месяцев 2011 г. «Тагаз» выпустил 11 675 автомобилей всех типов. Представитель Hyundai от комментариев отказался.

Имея решение суда, банк может начать распродажу, но может и реструктурировать кредит и заключить с должником мировой договор – это довольно распространенная практика, когда кредиторы не хотят связываться с распродажей имущества, отметил адвокат юрфирмы «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев. Только на перемещение оборудования покупателю нужно будет потратить как минимум те же 660 млн руб., говорит директор российского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов. К тому же автопроизводителям проще и дешевле спроектировать завод и приобрести сборочную линию целиком, чем придумывать, как использовать купленное оборудование в существующем проекте, продолжает он. Из-за этого кредиторам невыгодно продавать оборудование, резюмирует эксперт.