Вектор


Еще в мае, в самый разгар спора акционеров ТНК-ВР, совладелец компании Виктор Вексельберг грозил через суд потребовать с ВР возмещения ущерба, нанесенного решением создать стратегический альянс с «Роснефтью». Но делать этого не пришлось. Защищать попранные интересы ТНК-ВР взялись миноритарии компании: шестеро жителей Тюмени обвиняют Питера Энтони Чероу и Ричарда Скотта Слоана (члены совета директоров «ТНК-ВР холдинга» от ВР) в том, что их действия заблокировали участие «ТНК-ВР холдинга» в стратегическом партнерстве с «Роснефтью». А это нанесло компании ущерб в несколько миллиардов долларов. Во вторник Арбитражный суд Тюменской области поддержал их просьбу и обязал «ТНК-ВР холдинг», ОАО «ТНК-ВР менеджмент» и BP Exploration Operating Company Ltd. в двухнедельный срок предоставить миноритариям целый ряд документов, включая переписку по электронной почте. Они нужны для подсчета ущерба и подготовки иска, пояснил адвокат истцов Дмитрий Чепуренко. Но зачем судиться, ведь альянс ВР и «Роснефти» признан несостоявшимся? Очевидно, что после громкого конфликта дальнейшее сосуществование компаний невозможно и развод лишь вопрос времени. Не исключено, что ААР решил подготовиться к новому конфликту заранее.

Пойдет ли РЖД за банком

К ВТБ перешел контрольный пакет Транскредитбанка (ТКБ), опорного банка «Российских железных дорог». Об увеличении доли в ТКБ с 43,5 до 72,9% сообщил вчера ВТБ. Теперь минимум год, а максимум – два с половиной РЖД будет оставаться партнером ВТБ по ТКБ с блокирующим пакетом. И от того, насколько конструктивным будет это сотрудничество, зависит успешность всей сделки по приобретению ТКБ. Условия совместной жизни ВТБ и РЖД, равно как и определение цены выкупа оставшихся акций, достаточно четко прописаны в акционерном соглашении. Однако по окончании его действия ничто не мешает РЖД выбрать новый опорный банк. Разумеется, такой переход достаточно болезнен не только для банка, но и для самой компании. Но его угроза – хороший стимул для банка, чтобы он не воспринимал компанию как клиента, который никуда не убежит.

Подготовка к разводу

Прочитать Конституцию

Во вторник председатель совета директоров «Домодедово» Дмитрий Каменщик заявил, что аэропорт опять не раскрывает владельцев (в мае перед IPO единственным бенефициаром компания – владелец аэропорта DME Ltd. назвала именно его). А вчера Следственный комитет (СК) сообщил, что «следствию так и не удалось установить фактических собственников аэропорта». Допрошенный в качестве свидетеля Каменщик пояснил, что является лишь консультантом представительства в России офшора «Эрпорт менеджмент компани» с о. Мэн. На вопрос об именах реальных собственников этой компании и аэропорта «Домодедово» Каменщик отвечать отказался, сославшись на статью 51 Конституции России. Примерно по такой же схеме шел допрос Валерия Когана, «позиционирующего себя как председатель наблюдательного совета аэропорта»: он тоже назвал себя консультантом и сослался на статью 51. Кажется, следствие и впрямь зашло в тупик. Может быть, следователи не поняли намек Каменщика. Ведь статья 51 Конституции гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников».