Андрей Шаронов: «Ситуацию невозможно все время догонять»

Какой должна быть стратегия развития Москвы и какие активы город продаст в ближайшее время, Андрей Шаронов рассказал «Ведомостям»
М.Новиков

Инвестконтракты

По словам Андрея Шаронова, всего существует порядка 1300 инвестконтрактов, рассмотрено примерно 750, изменение состояния уже произошло по 192 из них. Расторгнуто 87 контрактов. Подписаны или находятся в процессе подписания документы по завершению 91 проекта. Еще 14 контрактов прекращены по различным основаниям.

Биография

Родился в 1964 г. в Уфе. Окончил Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности «юриспруденция».

Андрей Шаронов – чиновник, имеющий опыт работы в бизнесе. Четыре года назад он поменял кресло заместителя министра экономики, где проработал без малого 10 лет, на должность управляющего директора «Тройки диалог». Учитывая этот его опыт, одна из основных задач, поставленных перед ним руководством Москвы, – оздоровление инвестиционного климата столицы. В интервью «Ведомостям» он рассказывает, как намерен выполнить эту задачу.

«Мы намерены создать современный город»

– Вы говорили, что пришли в команду Собянина, который «хочет создать новый город с новыми людьми». Каким будет этот город и что уже делается?

– Перед «новыми людьми» – новой командой московского правительства – была поставлена амбициозная и сложная задача: решить ключевые проблемы столицы и постараться наиболее полно раскрыть ее возможности, ее потенциал. За общими словами кроется на самом деле гигантская работа по решению порой фундаментальных проблем. Даже если не говорить здесь про масштабные планы расширения Москвы, нам приходится вникать в самые разные отрасли, и в каждой, поверьте, находится, что поменять. Ситуация везде разная – где-то это можно сделать быстро и легко, где-то существуют трудноразрешимые проблемы. Некоторые из них, например длительность процессов оформления, транспортная проблема, запутанность системы московских социальных выплат, стали притчей во языцех. Мы намерены делать эти процессы прозрачными, создавать современный город. В первую очередь – с точки зрения отношений власти и гражданского общества.

– Тогда сразу вопрос на актуальную тему: почему под расширение Москвы выбрана территория на юге?

– Если посмотреть всю ситуацию вокруг столицы, то запад, север, восток перенаселены. Идти туда – значит получать не то, что ты ищешь, а дополнительные проблемы. Поэтому искали направления, где было бы пространство для развития, даже отягощенное определенной частной собственностью, но где не было бы такого огромного количества обязательств. Если взять сопоставимую по размерам территорию в других направлениях, то там мы получили бы не 250 000 живущих человек, а как минимум 1 млн. По этой причине крупные города – Подольск, Климовск, Домодедово, Видное – в новые границы Москвы не включаются. Обратной стороной является отсутствие на этих землях инфраструктуры – нет энергетики, дорог.

– В границы Москвы войдет Троицк. Он как город исчезнет с карты?

– Этот вопрос обсуждается. Сейчас там де-факто есть местное самоуправление, и, скорее всего, мы его должны сохранить при вхождении в Москву.

– Есть понимание, что будет на новых территориях?

– Пока нет. Этим занимаются и город, и область, и федеральное правительство.

– Будет ли введен мораторий на сделки с землей?

– Этот вопрос также обсуждается, но говорить что-либо пока преждевременно.

«Мы не построим столько дорог»

– Недавно ВШЭ и АНХ выиграли конкурс на разработку стратегии Москвы по одному техническому заданию. После этого стало известно, что границы Москвы увеличатся в 2,5 раза. Не будет ли нового конкурса?

– Они же подрядились не карту Москвы чертить, а разрабатывать стратегию города. Если у города изменятся границы, то это надо будет учесть в стратегии.

– Институты должны сами предложить, как развиваться городу?

– Нет. Никакие консультанты за вас стратегию не пропишут – это двусторонний процесс. Стратегия – это видение перспектив развития города до 2025 г., некое целеполагание, которое должно показать, чего не хватает городу по разным вопросам – демографическому, градостроительному и т. д. Дальше консультанты должны показать городским властям и общественности развилки, где сильные и слабые стороны города, возможно, через сравнение с другими мегаполисами. На основании этого и будем принимать решение. Стратегия – это скорее отказ от чего-то. К сожалению, в нашей российской традиции – как только мы начинаем писать программные документы, рано или поздно скатываемся к принципу «всем сестрам по серьгам». Но нужно набраться мужества и уметь сказать: вот этим и этим мы заниматься не станем, так как сравнительные показатели говорят, что здесь мы никогда не будем лидерами и не достигнем высот, а вот в другой сфере у города, напротив, есть большие шансы. Наша задача – правильно сформулировать техническое задание. Москва, кстати, не впервые к этому подходит – в 2009 г. похожую работу проделала РАН. Там интересный анализ, но сильно виден политический заказ и скатывание на частности: тенденция к экстенсивному развитию с креном в строительство, т. е. не строители для города, а наоборот.

– Понятно, куда городу не нужно развиваться вовсе?

– Мы понимаем, что дальнейшее уплотнение города в существующих границах бесперспективно. Оно затрудняет жизнь, коммуникации, противоречит современным тенденциям, что города должны быть более комфортными, более низкими по высотности. Огромные массы людей ездят туда-сюда не потому, что им нравится, а потому что не могут найти приложения труда у мест проживания. Конечно, стратегия должна решать эти задачи. Идея вечного и всех удовлетворяющего развития инфраструктуры утопична – мы не построим столько дорог, подземных переходов и стоянок, сколько надо, еще и с учетом роста количества автомобилей. Ситуацию невозможно все время догонять. Если быть адекватным процессу, надо ставить ограничения, например на въезд либо на определенные виды транспорта. Параллельно развивать пешеходные зоны, выделенные зоны и т. д.

– Когда будет готова стратегия?

– Срок – девять месяцев, но к осени мы должны будем иметь предварительные материалы, которые подтвердят проблемы и обозначат развилки. Важный момент – стратегия будет широко обсуждаться, ее не может делать только мэр с командой. Это продукт всего города. Очень важно вовлечь в дискуссию разные группы интересов. Кстати, если вы видите – все программы после рассмотрения на правительстве размещаются на официальных сайтах мэрии для обсуждения.

– Насколько правильно то, что сейчас вы принимаете и реализуете программы, а стратегия появится больше чем через год?

– Канонически должны начать со стратегии, дальше – основные направления развития, еще дальше – программы. Но мы находимся в реальной ситуации и понимаем: программы – элемент бюджетного процесса – и выстраиваем бюджет таким образом, чтобы все расходы шли в какой-то логике. Стратегия – это не долгосрочный план действий правительства, а видение города до 2025 г.

– Какие первоочередные задачи стоят перед вами?

– Приоритеты уже сформулированы мэром – это инфраструктура, дорожная проблема, повышение качества услуг в здравоохранении и образовании, оздоровление инвестиционного климата, расходования бюджетных средств, применение конкурсных процедур.

– Со следующего года Москва первой переверстает бюджет в новой классификации – не по разделам, а по госпрограммам. Почему город пошел на этот эксперимент, ведь федеральный центр его отложил?

– Сейчас в рамках госпрограмм расходуется менее 20% бюджета, мы хотим приблизиться к 80%. Это способ повышения бюджетной дисциплины, контроль за эффективностью и результативностью расходования средств.

– Почему расходы бюджета увеличились на 100 млрд руб.? Как собираетесь покрывать дефицит?

– Расходы выросли осознанно, это следствие меняющихся приоритетов, в частности, большие средства были выделены на транспортное строительство, на благоустройство города, на здравоохранение, образование. Сейчас у нас есть источники для покрытия этого дефицита: если понадобится, мы воспользуемся лимитом заимствования; у города был переходящий остаток; есть и еще будут дополнительные доходы за счет приватизации имущества.

– При этом лимиты очень неактивно расходуются?

– Это правда, и это болезнь бюджетов всех уровней, в том числе и федерального, когда в последний квартал тратится 60% от годовой расходной части. Неритмичность, конечно, плоха, над этим надо работать.

– Как собираетесь повышать инвестиционную привлекательность столицы?

– С одной стороны, существует правовое поле, где могут работать инвесторы. С другой – процесс запуска непрозрачный, на согласование документов уходят годы. Речь идет об упрощении этих процедур. В городе создана административная комиссия, ее возглавляет мэр, она рассматривает конкретные процедуры, базирующиеся на нормативных актах правительства. Сейчас коллеги из строительного комплекса и подразделений, которые занимаются предоставлением госуслуг, пытаются положить на бумагу всю воображаемую процедуру, которую должен пройти инвестор, и посмотреть, на какую нормативную базу они опираются. Мы столкнулись с тем, что многие процедуры вообще не имеют под собой правового основания: вам просто говорят, принесите такой документ. Например, в Москомэкспертизе одно нормативно закрепленное разрешение было разбито на 40. В этом направлении ведется работа, будем сокращать ненужные инстанции.

– Когда планируется завершить административную реформу?

– Часть решений уже принята, мы думаем о создании в городе системы содействия инвесторам для реализации их проектов. Что это будет, госорган, госучреждение, пока не готов сказать. Но перед собой я такую задачу вижу. За отдаленную структуру я бы взял инвестиционные власти, которые существуют в Сингапуре, Гонконге. Они в некотором смысле являются одним окном, куда обращается инвестор по поводу реализации инвестиционного проекта на территории этого государства. Так и у нас должно быть некое окно, где инвестор мог бы решить значительную часть своих проблем, получить информационную поддержку. При этом не нужно создавать множество организаций, которые занимались бы самозагрузкой, в том числе за счет инвесторов.

«Город не хочет оставаться с незавершенкой»

– Как идет ревизия инвестконтрактов?

– Это очень сложный и непрозрачный жанр. Условия для всех инвесторов были разные. Для города инвестконтракты не столько возможность заработать деньги, сколько закончить истории, которые тянутся порой с 1993–1994 гг. Это долгострой, это соинвесторы, в том числе дольщики, и т. д.

– В какие сроки инвесторы должны реализовать проекты, по которым контракты продлены?

– Существует план организации строительства (ПОС), этот документ ограничивает предельные сроки строительства. Поэтому, если мы продлеваем, то продлеваем по ПОС – контрактов на пять лет нет, обычные контракты – 12 и 24 месяца.

– Мэр говорил, что контрактов заключено на строительство 40 млн кв. м. Расторгается примерно треть, даже в этом случае останется как минимум 25 млн кв. м – эти объемы инвесторы должны будут построить в течение двух лет. Как это соотносится с планами не уплотнять город?

– На самом деле часть уже построена, часть находится в заделе, часть расторгнута. Кроме того, много маленьких контрактов на 1000 кв. м. Есть контракты на сотни тысяч квадратных метров, и все они расположены в разных районах города.

– Что вы делаете с участками, которые освобождаются?

– Передаем их в департамент земельных ресурсов для выставления на новые торги – например, для размещения гаражей. Расторгаются контракты в силу того, что они не начаты, что их невозможно реализовать либо они создают неприемлемую нагрузку на инфраструктуру.

– Много ли несогласных с расторжением?

– Да. Не скажу, что каждый идет в суд, есть случаи, когда расходимся по обоюдному согласию или когда инвестор заплатил сумму и согласен получить ее без процентов. А если инвестор настаивает, что он понес еще какие-то расходы, связанные с разработкой документации и т. д., то без суда не разойтись. Существуют нормы в Бюджетном кодексе, которые запрещают выплаты из бюджета без судебного решения.

– Много городу придется заплатить?

– Точную сумму не назову. В большинстве случаев это суммы, которые город получил от инвесторов. Положа руку на сердце, это приятное обстоятельство для города – пять лет назад он получил деньги от инвесторов, попользовался ими, сегодня рубль дешевле, чем тогда. Поэтому это для города не ущерб. Есть, конечно, ситуации, когда инвестор предъявляет большие суммы к возмещению и это не взятки. Например, когда он выполнял какие-то работы – перекладывал сети за свой счет в надежде, что город компенсирует затраты.

– Закрываете проекты на стадии строительства?

– Практически нет. Город не хочет оставаться с незавершенкой.

– Будете ли создавать концессии? Какая работа идет в этом направлении?

– В Москве уже реализовано несколько проектов, в основном в области коммунального хозяйства – build-operate-transfer (станция зонирования, очистки). Думаю, что предметом концессионных соглашений будут те проекты и сферы, которые находятся в регулируемом секторе и где невозможна приватизация.

– Закон пишете?

– Пока нет. Мы знаем о петербургском опыте, когда для реализации своих ГЧП город написал свой закон о концессии, который преодолел часть узких мест федерального закона, в частности двух и более концедентов (это не предусмотрено федеральным законом). Проблемы будем решать по мере их поступления. Могу сказать, что по этой теме мы плотно уже работаем с Внешэкономбанком, интересуется Сбербанк, ряд европейских банков.

– Они интересуются конкретными проектами?

– Их интересуют и конкретные проекты – как потенциальных кредиторов, и этап выбора и подготовки проекта.

– Как вы оцениваете транспортную программу? В ней заложено, что московский бюджет ежегодно должен вкладывать как минимум 200 млрд руб. Справитесь?

– Есть Программа развития транспортного комплекса Московского региона до 2020 г., и есть московская программа. Первая передана в правительство, создана дирекция, которая будет управлять этой программой. Те инвестиции, которые ожидают от Москвы в рамках программы Московского региона, они, конечно, выше тех денег, которые мы сами для себя планируем в рамках нашего бюджетного процесса. Вероятно, цифры будут корректироваться.

– Есть возможность федерального софинансирования строительства метро в размере 50%, но она не работала. Что-то изменится в этом направлении?

– Это зависит от доброй воли Минфина, он подтверждал свою заинтересованность в развитии московского транспортного узла.

– Как изменится политика Москвы в сфере заимствований?

– Ситуация с бюджетом достаточно спокойная, прогнозные оценки по исполнению хорошие, и снижение предела заимствований до 50 млрд руб. это подтверждает. Сейчас мы понимаем, что не будем занимать в 2011 г.

– Как теперь будет размещаться Москва?

– Через профессиональных участников рынка – как и весь мир. Москва является единственным субъектом РФ, где для заимствований была создана специальная структура – Москомзайм. Москва говорила, что не тратит на посредников. Это правда, зато она тратила полмиллиарда на содержание этой инфраструктуры. Это политика натурального хозяйства – иметь все свое: нужны гвозди – создают завод, нужен хлеб – покупают предприятие.

«Задача – зачистить эту поляну»

– Какие активы город продаст в ближайшее время?

– План приватизации на 2011–2012 гг. составляет 200 млрд руб. Порядка 150 млрд руб. уже заработаны от продажи акций Банка Москвы, Столичной страховой компании и Sibir Energy. Сейчас к продаже готовятся новые активы – принадлежащие городу пакеты акций 30 компаний. В частности, фабрика «Свобода», 28,58% акций холдинга «Объединенные кондитеры», согласно экспертной оценке стоящие примерно 15 млрд руб., 26% ОАО «Авиа-бизнес-терминал», управляющего центром деловой авиации «Внуково-3». Будут выставлять также на продажу отели «Метрополь», «Рэдиссон Славянская», «Националь», «Москва», доли города в компании «Москва – Красные Холмы», в торговом центре «Европейский», Центре международной торговли, Гостином дворе. Холдинг «Мосмедыньагропром» может принести бюджету порядка 3,5 млрд руб., а 24,5% «Моспромстроя» оцениваются приблизительно в 3,28 млрд руб. Из 356 ГУПов, принадлежащих Москве, 54 предполагается акционировать и продать в ближайшие два года. Город не может осуществлять контроль за таким количеством предприятий, фактически это приводит к финансовым потерям, ведь подчас ГУПы – это каналы увода активов города. К примеру, выплаты ГУПов в интересах собственника, т. е. Москвы, составляли 0,15% от доходов бюджета. Задача – зачистить эту поляну, пусть даже с фиксацией убытков, потому что продажа прекращает дальнейшие убытки.

– Что будет на территории ЗиЛа? Возможна ли сборка «Ё-мобиля»?

– Михаил Прохоров смотрел год назад площадку и, насколько мне известно, принял решение не производить там «Ё-мобиль». Мэром принято решение сохранить ее как землю для промышленности. Сейчас запущено несколько параллельных процессов, само производство ЗиЛа сжимается до 50 га (вся территория – около 280 га). Задача – за полтора года освободить всю территорию от существующего производства и рассматривать ее как предмет для редевелопмента. Есть кусок в 27 га, который принадлежит 100%-ной «дочке» города – компании «Мосземсинтез», и он готов к редевелопменту, там старые цеха 30-х гг. Сейчас департамент имущества и блок экономической политики думают, как запустить этот пилотный проект. ЗиЛ в течение года-полутора должен найти стратегического инвестора, который придет с жизнеспособным продуктом, чтобы организовать производство.

– Город начал тратить деньги от продажи Банка Москвы?

– Мы уже получили часть денег из 103 млрд руб. в виде дивидендов от ЦТК. Остатки получим до конца года.

– Какой пакет спортивного комплекса «Лужники» городские власти уже консолидировали?

– 75% плюс еще какое-то количество акций.

– Как будет развиваться эта территория?

– Принято постановление, которым отменяется решение от 2002 г. об организации торговли на территории Лужников. Это означает закрытие псевдостационарной торговли. С 1 августа будет введен окончательно запрет на торговлю на этих территориях. Концепция дальнейшего развития территории спорткомплекса в данный момент обсуждается.

– Сейчас разрабатывается концепция развития торговых площадей в Москве. Понятно ли, какой она будет?

– Концепция в процессе разработки, сейчас она обсуждается с бизнес-сообществом у мэра. В любом случае решения будут основываться на желании достичь идеала – планирования размещения магазинов различных форматов различных ценовых уровней в разных районах Москвы.

Штрихи к портрету

Шаронов рассказывает, что играет на пианино, но в последнее время это очень редко удается. Раньше играл в футбол, зимой катается на горных лыжах, недавно начал на беговых.

«Чувствую большие пробелы у себя в области урбанистики», – рассказывает Шаронов. Сейчас читает книги Вукана Вучича «Транспортные проблемы больших городов» и Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов».

«В Москве я живу с 1989 г. С одной стороны, мне нравится здесь, с другой – поскольку я видел и другие города, вижу, что в Москве хуже и что хотелось бы изменить. Москва – уникальный культурный центр, тут такое культурное наследие, что этим надо пользоваться. Но мы об этом забываем. Когда мы говорим, какое лицо должно быть у Москвы, конечно, это не центр производства грузовиков, а, например, центр мирового авангарда, русской живописи, русского языка – это красиво, это выгодно».