«Замылили» фонд

Государству придется взять на себя создание гарантийного фонда для оплаты перевозки пассажиров обанкротившихся авиакомпаний. А запуск этого фонда задерживается на целый год

Наполняться фонд, как и задумывалось, будет за счет участников рынка; размеры взносов привязаны к пассажиро-километрам. Правда, пятерка крупнейших компаний, особенно «Аэрофлот», выступает против фонда, отмечает чиновник Минтранса. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев не раз обращался к министру транспорта Игорю Левитину с просьбой отказаться от идеи создания гарантийного фонда, подтверждает источник в авиакомпании (представитель от комментариев отказался): альтернатива – страхование риска ответственности. Но «Аэрофлот», как финансово устойчивый перевозчик, не окажется в положении, когда не сможет перевезти пассажиров, парирует чиновник Минтранса: он имеет самую мощную подушку безопасности в виде транссибирских роялти.

Авиакомпании всячески пытаются замылить этот фонд», – жаловался весной замминистра транспорта Валерий Окулов. По замыслу Минтранса авиакомпании должны создать некоммерческую организацию, которая будет управлять фондом. То есть они сами должны проявить инициативу, объяснял чиновник, а уже потом закон обяжет перевозчиков, выполняющих регулярные рейсы, вступать в эту организацию под угрозой отзыва сертификата.

Участникам рынка дали год, чтобы выполнить все, что задумали чиновники. Ожидалось, что механизм взаимовыручки начнет работать с 2012 г. (изначально именно эта дата стояла на проекте закона «О гарантировании исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров»). Но до сих пор ничего не произошло. А Минтранс разместил на своем сайте новый проект закона с датой вступления в силу с января 2013 г. Появилось и еще одно новшество: вместо некоммерческой организации там фигурирует агентство. Это агентство будет учреждено государством – по аналогии с Агентством по страхованию вкладов, объяснил «Ведомостям» чиновник Минтранса: таким образом, инициатива по созданию гарантийного фонда перейдет от авиаторов к чиновникам.

А вот более мелкие игроки находятся в зоне риска. Например, совсем недавно Росавиация грозила приостановить сертификат эксплуатанта у Sky Express, указывает чиновник Минтранса. Страховка может покрыть риски, но что делать в экстремальной ситуации, когда в аэропортах застряло несколько сотен или тысяч пассажиров и их срочно надо развозить, рассуждает собеседник «Ведомостей». Он вспоминает коллапс, созданный альянсом «Эйрюнион» в августе 2008 г. (тогда из-за больших долгов его отказалось обслуживать «Домодедово»). Та история и заставила чиновников задуматься о фонде. Если на 2009 и 2010 гг. правительство резервировало на «экстренные» перевозки 5 млрд руб., то на 2011 г. – всего 300 млн руб., а с будущего года такой резерв и вовсе не предусмотрен. Никакой трагедии в том, чтобы отчислять ежемесячно по 30 руб. от стоимости билета, нет, уверен чиновник Минтранса. Для «Трансаэро» такая сумма не мелочь, возражает сотрудник компании: в 2010 г. она перевезла 7 млн человек, это значит, что в фонд нужно внести 210 млн руб. (почти треть прошлогодней прибыли).