На каком опыте лучше учиться предпринимательству

Попытки воссоздать условия, существующие в Кремниевой долине, могут оказаться напрасными, считают исследователи Всемирного экономического форума и Стэнфордского университета. Гораздо полезнее изучать опыт тех немногих компаний, которые сумели добиться успеха в далеко не идеальной среде

В январе 2011 г. выпускники московской школы управления «Сколково» Дмитрий Юрченко и Ирина Линник открыли компанию «Кнопка жизни», которая занимается продажами датчиков падения для пожилых людей. Сегодня в штате компании, не считая самих владельцев, пять человек: директор колл-центра, технический директор и три оператора. «Поскольку существуем мы на рынке не так давно и наши финансовые возможности ограничены, подбирая людей, мы говорим: компания не может сейчас платить рыночные зарплаты, но у нас есть опционы», – рассказывает Юрченко.

Один плохой год из трех

Быстрый рост в первые годы далеко не гарантия долгосрочного успеха молодой компании. Как показали исследователи, у 42% начинающих компаний на каждые два года быстрого роста приходится по крайней мере один год, когда выручка падает, еще у 31% один плохой год приходится на три хороших.

Российский предприниматель Максим Валецкий девять лет прожил в Кремниевой долине. «Я хорошо знаю ее изнутри, но ничего [из американского опыта] в российских реалиях не приложилось: другая страна – другой бизнес», – говорит Валецкий, основатель и совладелец сети Le Futur, председатель совета директоров компании Mr. Doors.

А Герман Клименко утверждает, что позаимствовал почти все свои идеи у различных компаний – и западных, и российских. Создавая свой первый проект в интернете – каталог List.ru, – он взял за основу многоуровневый каталог Yаhoo!. Тогда это было в новинку и неплохо сработало, вспоминает Клименко. В свою очередь, Livejournal стал основой для следующего его проекта – сервиса блогов Liveinternet. Чтобы запустить третий проект, велосипед изобретать тоже не пришлось: интернет-ресурс TopList.ru разрабатывался по образу и подобию службы статистики российской Rambler, единственной работающей тогда в этом направлении.

Никакого греха в повторении чужого опыта Клименко не видит. Изобретатели редко становятся предпринимателями, утверждает он. Использование чужих идей может стать реальной экономией сил и средств, говорит он. Но вот только, анализируя причины успеха компаний, важно помнить, что достаточно часто все оказывается не тем, чем кажется. В основе успеха компании могут лежать невидимые причины, а попытка повторения такого проекта может оказаться провальной.

Лучшие есть везде

Предпринимателям и правительствам разных стран не следует увлекаться попытками повторения успеха известных инновационных центров, таких, как Бостон или Кремниевая долина. Такой вывод следует из масштабного исследования, проведенного специалистами Всемирного экономического форума, Немецкого центра технологий и инновационного менеджмента, Гуанджоуского университета науки и технологии, Университета Цинхуа и Стэнфордской школы бизнеса.

Совместная работа исследователей заняла 18 месяцев, за это время они обсудили истории создания 70 компаний из 22 стран, проанализировали 110 опросов и рэнкингов, изучили статистику изменения финансовых показателей и числа рабочих мест 380 000 компаний. Статистика показала, что 44% от общей выручки и 40% от суммарного числа новых рабочих мест приходится лишь на 1% лучших компаний выборки. А на 5% лучших компаний – уже 72% выручки и 67% рабочих мест. Лучшие компании есть во всех странах мира, утверждают исследователи.

Вот только отыскать их может быть не так просто. Рэнкинги быстрорастущих компаний в этом не слишком помогут. Как показали исследователи, подавляющее большинство участников рэнкингов появляются в них лишь по одному разу, а значит, впоследствии испытывают значительное замедление темпов роста.

Не российский опцион

Срок созревания опционов – три года. К этому времени в зависимости от того, каких результатов достигнет сотрудник, он получит право на ту или иную долю в капитале. В этом компания следовала примеру американской Google, которая уже давно применяет такую практику, утверждает Юрченко.

Но, как оказалось, зарплата для большинства кандидатов важнее других видов оплаты, признает Юрченко. Набирать специалистов в России, нацеливая их на долгосрочный результат, удается с трудом, утверждает он.

По мнению предпринимателя, в России нет каких-то особых факторов, которые бы способствовали успешному развитию бизнеса. «Все кейсы, которые сейчас работают в Америке, вполне жизнеспособны и в России. Все зависит от того, каких людей ты набираешь в команду, от открытости, честности бизнеса и амбиций самого человека», – утверждает он.

В падениях не признаются

Российские предприниматели сталкиваются с гораздо большим числом препятствий, чем их западные коллеги, утверждает Клименко, что в отдельных случаях просто не позволяет организовать эффективное использование чужого опыта на российской земле. Российская бизнес-среда – налоги, право, практика торгового оборота – совершенно иные, утверждает он. Попытки калькировать американский стиль управления хайтековскими компаниями уже не раз приводили к провалам: например, российские офисы Lycos и MySpace прекратили существование вскоре после открытия, говорит Клименко.

Серьезных падений в работе проектов Клименко пока не наблюдалось, утверждает он. Но сервисы блогов с появлением социальных сетей растут не экспоненциально и, вероятно, достигли пика своего развития.

Сейчас проект Юрченко проходит первый порог инвестирования: говорить об этапах роста или падения еще рано. Еще в мае 2011 г. компания не занималась продажами датчиков, приходилось раздавать их бесплатно. Сейчас, по словам Юрченко, она их уже продает, причем по максимально запланированной цене – 17 990 руб. (в мае прогнозировали, что цена в продаже будет на уровне 6000–8000 руб.).