42% милицейских генералов не прошло переаттестацию

В пятницу комиссия по аттестации милицейских начальников подвела итоги своей работы: из 340 человек, замещавших генеральские должности, негодными признаны 143, или 42%. Основные увольнения прошли в центральном аппарате

Ославлены Чичваркиным

Первый заместитель начальника Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД Константин Мачабели уволен в июле, его начальник Борис Мирошников – еще в январе. Мачабели стал широко известен в мае прошлого года: проживающий в Лондоне основатель «Евросети» Евгений Чичваркин в своем блоге опубликовал видеообращение к президенту Дмитрию Медведеву. В нем Чичваркин обвинил нескольких высокопоставленных сотрудников МВД в организации схемы хищения крупных партий сотовых телефонов и другой электроники. Под разными предлогами продукция арестовывалась или конфисковывалась на таможне и складах дилеров. А потом продавалась дружественным фирмам по символическим ценам. Мачабели и Мирошникова Чичваркин назвал «паханами». По его мнению, деятельность лжеправоохранителей привела к банкротству таких компаний, как «Техносила», «Диксис», «Цифроград» и «Беталинк». Чичваркин рассказывал, что реальной причиной дела против бывших сотрудников «Евросети», потом оправданных присяжными, была месть со стороны Мирошникова и Мачабели за неудачную попытку хищения в 2006 г. у ритейлера партии телефонов Motorola стоимостью $20 млн. «Это отличная новость, большое спасибо, Дмитрий Анатольевич», – поблагодарил Чичваркин президента за отставку генералов. Дело Чичваркина главной роли в отставке Мачабели не сыграло, а вот арест двух оперативников БСТМ по делу о подмосковном игорном бизнесе был учтен, говорит сотрудник МВД.

Ославлены Магнитским

Бывший замначальника отдела Следственного комитета при МВД РФ Наталья Виноградова, внесенная США в черный список лиц, ответственных за гибель юриста Сергея Магнитского, не прошла переаттестацию и не попала в штат следственного департамента МВД РФ. Скандальный шлейф от этого дела стал одним из факторов, который привел к такому решению, говорит источник в МВД. При этом на работе в следственном департаменте останутся двое следователей, также входящих в «список Магнитского»: Олег Сильченко и Павел Карпов. Сотрудник фонда Hermitage Capital Магнитский умер в сизо в ноябре 2009 г. Он находился под арестом по обвинению в причастности к уклонению от уплаты налогов фондом. Сам Магнитский связывал свое преследование с обнаруженными им признаками хищения из российского бюджета путем возврата налогов.

Со следующего года оклады сотрудников МВД должны вырасти в 1,5–2 раза. В преддверии этого министерство встряхнули: до конца года штат должен быть сокращен на 22% (уже сокращен на 18%), а до 1 августа все сотрудники должны пройти аттестацию.

Подавляющая часть рядовых милиционеров в итоге переаттестовалась в полицейские, но аттестация начальства вызвала немалые затруднения. Высшие начальники, занимающие генеральские должности – руководители центрального аппарата МВД и главных управлений МВД в субъектах Федерации, – проходили ее в комиссии по проведению внеочередной аттестации под руководством главы администрации президента Сергея Нарышкина. По словам Нарышкина, который в пятницу отчитался перед президентом, из 340 человек, занимающих генеральские должности, аттестацию не прошли 143 (указы президента пока изданы только по части из них). Получается, комиссия не аттестовала 42% генералитета МВД.

Нарышкин говорит, что большую часть начальников уволили по возрасту и сокращению штатов и лишь незначительное число – по компрометирующим основаниям. Часть материалов на скомпрометировавших себя руководителей передана в Следственный комитет России, сказал «Ведомостям» член комиссии адвокат Анатолий Кучерена, но назвать фамилии не захотел. «Ведомости» подвели итоги аттестационной кампании первых лиц МВД по состоянию на четверг (см. таблицы на стр. 12 и на сайте www.vedomosti.ru).

В пятницу президент заявил, что комиссия Нарышкина теперь будет действовать постоянно.

Замена столпов

Комиссия Нарышкина была создана в марте и с самого начала столкнулась с трудностями, рассказывает кремлевский чиновник. Аттестация начальства затянулась: претенденты на ключевые должности принялись заваливать конкурентов компроматом, объясняет собеседник «Ведомостей» из центрального аппарата МВД. А не аттестовав начальников, нельзя было начинать работу комиссий более низкого уровня – ведь их и должны были возглавить переаттестованные в полицейских генералы. Тогда Кремль принял волевое решение избавиться от высокопоставленных скандалистов, но аттестацию пришлось продлить на два месяца.

11 июня было объявлено, что своих должностей лишились два столпа МВД – первый замминистра Михаил Суходольский, курировавший подразделения общественной безопасности, и замминистра Евгений Школов, курировавший собственно криминальную полицию (угрозыск, борьба с экономической преступностью, борьба с экстремизмом и др.).

Школов – выходец из ФСБ, служил в Дрездене одновременно с премьером Владимиром Путиным. Одной из причин его увольнения было то, что он выступал против новой структуры органов МВД, в которой ослаблена вертикаль оперативных служб (угрозыска, по борьбе с экономической преступностью), говорят два сотрудника центрального аппарата. До полицейской реформы в МВД действовала система двойного подчинения: например, сотруднику подразделения УВД района мог отдать приказ не только начальник этого УВД, но и начальник аналогичного управления ГУВД области. Теперь отдать приказ сотруднику УВД областной начальник может только через районного. Аналогичным образом начальник управления центрального аппарата не может распоряжаться сотрудниками управления областного уровня. Новую схему разработал замминистра Александр Смирный, который был переназначен, а Школов, хотя и прошел аттестацию, уволен.

Уволен, несмотря на прохождение аттестации, и начальник Следственного комитета при МВД в ранге замминистра Алексей Аничин, однокурсник Владимира Путина.

Министр Нургалиев добился увольнения тех людей, которые имели свою точку зрения и смелость с ним спорить: это Суходольский, Школов и Аничин, считает депутат Госдумы Александр Хинштейн. Школов и Суходольский вели независимую от министра политику «в своих епархиях» и это стало одной из причин их снятия, согласен сотрудник центрального аппарата.

Суходольский в июне назначен начальником ГУ МВД по Петербургу и области. «После таких командировок наверх уже обычно не возвращаются» – так оценил это назначение депутат Госдумы Александр Гуров в интервью «Известиям». Школову министр тоже пообещал новую должность.

Школова заменил Юрий Алешин, экс-министр внутренних дел Башкирии, Суходольского – Александр Горовой, экс-начальник ставропольского ГУВД; они не будут вести сепаратную от министра политику, считает сотрудник центрального аппарата. А однокурсника Путина Аничина – однокурсник Дмитрия Медведева Валерий Кожокарь.

Управления главного удара

Наиболее значимые перестановки прошли в Следственном комитете (теперь – департамент) при МВД, департаменте экономической безопасности (ДЭБ, теперь – Главное управление экономической безопасности и по противодействию коррупции, ГУЭБиПК) и Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ, формально оно теперь в центральный аппарат не входит), где сменилось не только руководство, но и ключевые заместители.

Эти подразделения находятся ближе всего к экономике и за назначения там всегда велась наиболее ожесточенная борьба, напоминает сотрудник спецслужб. По словам источника в администрации президента, массовая смена кадров вызвана тем, что именно в этих подразделениях сложились устойчивые коррупциогенные группы, развал которых был главной задачей аттестации, и вслед за руководителями первого и второго уровня уволены и многие сотрудники рангом ниже. Еще одним фактором при решении вопроса об увольнениях было то, насколько эти подразделения вовлечены в скандальные дела – Магнитского, как следственный департамент, Чичваркина и подмосковного игорного бизнеса, как БСТМ, говорит собеседник «Ведомостей».

Уволены оба зама Аничина – Юрий Алексеев и Александр Матвеев, между которыми был затяжной конфликт. Алексеев аттестован и назначен начальником управления Генпрокуратуры по надзору за ФСБ, прежний начальник которого Вячеслав Сизов застрелился в июне. Матвеев не прошел аттестацию.

В ДЭБе не прошли аттестацию конфликтовавшие между собой начальник Юрий Шалаков и его заместитель Андрей Хорев. На последнего поступил помимо прочего запрос депутата Госдумы Михаила Бабича о незаконном получении Хоревым статуса участника боевых действий на Северном Кавказе. Хорев был в командировке в Чечне, где участвовал в совещании по обеспечению целевого расходования бюджетных денег, и после этого получил нагрудный знак «Участник боевых действий». Генпрокуратура направила в МВД представление с требованием лишить Хорева этого статуса.

Руководство многих других подразделений прошло аттестацию в полном или почти полном составе – это Главное управление вневедомственной охраны, Главное управление собственной безопасности, Главное управление на транспорте.

Собственная безопасность подчиняется лично министру, поэтому она и осталась островком стабильности, в других управлениях начальство сменилось незадолго до реформы, как в угрозыске и Главном управлении на транспорте. В Главном управлении по противодействию экстремизму добавилось три заместителя, что связано с расширением задач по борьбе с экстремизмом. Главному управлению угрозыска добавили двух заместителей.

С территорий в центральный аппарат на должности начальников и замначальников управлений и департаментов пришло 10 человек, а из других подразделений центрального аппарата – 18.

Новых назначенцев отбирали в основном по отрицательному признаку – отсутствие компрометирующих материалов. Так, о новом начальнике ГУЭБиПК Денисе Сугробове или о Кожокаре вообще не ходит никаких слухов, удивляется следователь МВД. Оборотной стороной такого подхода является то, что на ряд направлений назначены непрофильные специалисты. «Им скажешь: в атаку! А они спросят: а как?» – беспокоится источник в администрации президента. Руки у Нургалиева развязаны, все, кто мешал ему, уволены и если сейчас министерство не заработает, то непонятно, зачем вообще проводилась реформа, заключает сотрудник центрального аппарата МВД.

Недогибы на местах

В республиках, краях и областях по итогам аттестации президент назначил 32 новых руководителя региональных управлений МВД. Из них 11 и ранее возглавляли региональные управления МВД, но в других субъектах, остальные в основном вышли из заместителей региональных начальников или других служб.

Из 29 уволенных региональных начальников четверо ушли на пенсию, 16 трудоустроились в основном в той же системе МВД (в том числе трое – в центральный аппарат). О девяти информации найти не удалось. Большая их часть аттестацию не прошла, знает сотрудник МВД.

Например, среди них начальник ГУВД по Петербургу и Ленобласти Вячеслав Пиотровский, который ушел в отставку в июне. По словам Нургалиева, у аттестационной комиссии не возникло к нему вопросов относительно оперативно-служебной деятельности. «У аттестационной комиссии были вопросы к нему лично. За время обсуждения данной кандидатуры квалификационная комиссия не получила исчерпывающих аргументированных ответов на вопросы, которые ставились перед ним. Поэтому единогласно было принято решение не переназначать его на соответствующую должность», – заявил Нургалиев (цитата по РБК).

Одной из возможных причин отставки Пиотровского могли стать его высокие официальные доходы. В мае 2010 г. МВД опубликовало декларации о доходах «милиционеров высшего звена», и Пиотровский оказался самым богатым милиционером России. Его доход за 2009 г. составил 23,78 млн руб. Пиотровский объяснил высокие доходы тем, что продал квартиру родителей, доставшуюся ему по наследству.

Интересно, что сменщик Пиотровского – Суходольский согласно той же отчетности оказался лидером в МВД по владению недвижимостью. У генерал-полковника, доход которого – 1,86 млн руб., в собственности шесть земельных участков общей площадью 190 соток, два дома, три квартиры и четыре «хозяйственных строения».

Другой возможной причиной отставки Пиотровского называли конфликт со Следственным комитетом России (СКР). Региональные управления МВД и СКР обвиняли друг друга в рейдерских захватах предприятий. Сам Пиотровский в интервью «Коммерсанту» эту версию опровергал, но жестко высказался в адрес СКР: «Я всегда говорил и сейчас заявляю: то, чем занимаются некоторые члены этой бригады, – это фальсификация уголовных дел. Все рейдерские группировки разрабатывались нашим главком, а когда у нас не стало хватать сил и я обратился за помощью в Генпрокуратуру и МВД, эта помощь нам вышла боком».

Если в целом по генеральским должностям доля неаттестованных – 42%, то региональные начальники на этом фоне выглядят очень пристойно: всего 11% (9 из 81; правда, это без учета их заместителей). Но и ротация аттестованных начальников имеет свой антикоррупционный смысл, говорит сотрудник центрального аппарата: стояла задача избавиться от засидевшихся на своих должностях и сросшихся с местной властью и бизнесом руководителей.

О степени вовлеченности полиции в бизнес говорит пример Самарской области, начальник ГУ МВД которой Юрий Стерликов был переназначен. Проверка областной прокуратуры выявила 29 сотрудников органов внутренних дел – учредителей коммерческих организаций, 9 индивидуальных предпринимателей и 13 членов органов управления коммерческих структур.

Надо учитывать также, что часть оскандалившихся начальников была сменена еще до аттестации – так, в конце ноября прошлого года после событий в станице Кущевской был снят начальник местного ГУВД Сергей Кучерук. Та же участь прошлой осенью постигла занимавшего более 10 лет пост начальника омской милиции Виктора Камерцеля (а его заместителя Владимира Аллеса арестовали за взятку).