Бесценные контракты

Объединенная судостроительная корпорация грозит остановить выполнение оборонного заказа, поскольку не договорилась с Минобороны о ценах

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) не может заключить с госзаказчиком 13 контрактов на общую сумму в 40 млрд руб., работа по которым уже началась, рассказал вчера представитель ОСК Алексей Кравченко. По его словам, Министерство обороны не может согласовать цены.

Из-за отсутствия финансирования могут остановиться северодвинские «Севмаш» и «Звездочка» и петербургские «Адмиралтейские верфи» – эти три предприятия выполняют 80% заказов, утверждает он. «Уже в сентябре предприятиям корпорации нечем будет выплачивать зарплату», – заявил Кравченко. По его словам, корпорация планирует обсудить проблему на межведомственной комиссии с представителями Минэкономразвития и Минпромторга.

Какие именно поставки стали предметом разногласий, Кравченко не уточняет. Речь, в частности, идет о четвертой подлодке проекта 955 «Борей», которую должен строить «Севмаш», говорит источник, близкий к руководству этого предприятия. Другой сотрудник ОСК уточнил, что «Адмиралтейские верфи» выступают субподрядчиком по этому проекту. Также верфь не может согласовать с заказчиком количество лодок в новой серии проекта 677 «Амур», добавляет он.

По некоторым контрактам Минобороны пытается снизить обоснованную цену на 20–40%, утверждает Кравченко.

Минобороны твердо намерено добиться прозрачного ценообразования на закупаемое вооружение, в том числе и на корабли производства ОСК, говорит источник в министерстве. В начале июня президент Дмитрий Медведев заявил, что Минобороны не должно допустить срыва госзаказа. В ответ министр обороны Анатолий Сердюков сказал, что производители существенно подняли цены – «Севмаш» предлагает купить атомную подлодку за 112 млрд руб. Предыдущая лодка этого проекта была продана за $2,5 млрд, говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Цена на подлодку обоснованна, она складывается из НИОКР по модернизации, а также растущей стоимости металла для постройки подводного корабля, объясняет сотрудник ОСК. А заказчик предлагает заключить контракт по ценам 2005 г., когда строилась первая лодка серии, добавляет он.

В бюджете на 2011 г. на оборонзаказ отведено 580 млрд руб., на 18% больше, чем в прошлом году.

Ценовая проблема касается не только кораблестроения, Министерство обороны стремится радикально снизить цену на все закупаемое вооружение, говорит Макиенко. Промышленная инфляция за последние пять лет составила более 100%, добавляет он. Министерство обороны зачастую находится в безвыходном положении – ведь большинство военных кораблей уникальны и производить их может только один завод, но и производители также зависят от министерства, которое зачастую является их крупнейшим заказчиком, рассуждает эксперт.