Обитель зла

В дебютном триллере «Ловушка» (The Resident) бывший финский клипмейкер Антти Йокинен рисует опасности, подстерегающие квартиросъемщиков в Нью-Йорке
Вольга

Точнее квартиросъемщиц, одиноких и привлекательных, как двукратная обладательница Оскара Хилари Суонк. Обиженная мужем-изменщиком реаниматолог Джулиет (Суонк) в свободное от работы и спортивных пробежек время ищет, куда бы перевезти пару коробок с осколками прежней супружеской жизни – да еще так, чтобы подешевле, с хорошим видом и чтобы соседи были приличные. Сказочный вариант находится подозрительно быстро: окна смотрят на Ист-Ривер, а к четырехметровым потолкам и чугунной ванне на ножках прилагается обаятельный арендодатель Макс, как две капли воды похожий на Хавьера Бардема (Джеффри Дин Морган), – в общем, устоять невозможно.

Не беда, что в квартире не ловит мобильный, а из жильцов дома в наличии, кажется, только владелец и его престарелый, не вызывающий доверия родственник. Но в окружении всей этой роскоши как-то не спится – то мебель задрожит от проходящей мимо подземки, то ветер заблудится в шторах, то померещится, что в смежной комнате кто-то ходит.

«Ловушка», выполненная в списанном в утиль жанре эротического триллера, дословно иллюстрирует присказку «на новом месте приснись жених невесте». Правда, кто именно ходит к Джулиет по ночам, до поры не понятно: каждое утро героиня встречает с тяжелой головой. Больше всего настораживает зловещий дедушка (за исполнителем его роли Кристофером Ли это амплуа держится последние лет сорок), бывший муж тоже следит за Джулиет, закутавшись в черный плащ. И вообще, подглядывать, как выясняется, любят все – только более или менее безобидно.

Йокинену не откажешь в мастерстве разбрасывать по кадру пугающие намеки: хлопающие форточки, тени за занавеской, отпечатки ладони на запотевшем стекле и прочий экспрессионизм в духе «кто там прячется под кроватью». Но на середине автор сбивается и начинает рассказывать историю заново, с позиции вуайериста. И тут уже узнаешь, какая это мука вести жалкую потайную личную жизнь с женщиной, которая при свете дня держит дистанцию – просто потому, что она не совсем в курсе.

В параллельно выходящей на экраны «Спящей красавице» Джулии Ли тоже исследуется мысль, что с девушками проще сладить, когда они без сознания. В «Ловушке», где доза снотворного задумана главным пугающим фактором, не учтен важный факт, что за Хилари Суонк с ее отменной физподготовкой особо не поволнуешься – такая малышка, если проснется, даст сдачи на миллион. Но главная проблема с саспенсом здесь в том, что вместо «Комнаты страха» пополам с «Один дома» у режиссера выходит модель предсказуемых отношений мужчины и женщины: тягомотная возня, когда оба сначала кокетничают, потом бегают друг за другом с гвоздометом, но при первом же шансе вырваться на волю лезут обратно и ждут, чтобы врезать еще.

К вопросу о миллионах. Как верно замечено в пресс-релизе картины, «миллионы одиноких женщин снимают квартиры. Они не знают хозяев. Им не приходит в голову сменить замок». Вот о первостепенной важности этих практичных и не особенно одухотворенных вопросов нам и рассказывает фильм.