Инвесторам не дали комфорта

Московский арбитраж ввел в Финансовой лизинговой компании (ФЛК) процедуру наблюдения. Объединенная авиастроительная корпорация, обещавшая помогать ФЛК, решила этого не делать

О введении в ФЛК процедуры наблюдения по иску Совкомбанка, поданному в январе 2011 г., «Ведомостям» рассказал Джон Барагванат, представляющий интересы держателей еврооблигаций ФЛК на $150 млн, выпущенных в июне 2008 г. Представитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, владеет 89,3% ФЛК) подтвердил это, отказавшись от более подробных комментариев. Внешним управляющим ФЛК назначена Ирина Корзун. Связаться с ней «Ведомостям» вчера не удалось.

Совкомбанк не входит в число крупных кредиторов ФЛК (см. врез), размер долга ФЛК перед ним на раскрывается. Подал свой иск о банкротстве ФЛК и ВТБ, сообщил представитель госбанка.

Всего ФЛК выпустила евробондов на $250 млн (бумаги на $100 млн размещены в 2007 г.). С конца 2008 г. компания перестала обслуживать их, а также кредиты и в начале 2009 г. объявила дефолт. Кредиторы начали взыскивать задолженность в суде и требовать ее банкротства.

Чиновники обещали помочь ФЛК. В 2008 г. президент ОАК Алексей Федоров и министр транспорта Игорь Левитин написали инвесторам комфортные письма, обещая им не снижать долю ОАК в лизинговой компании ниже контрольной и оказать компании поддержку для выполнения ее финансовых обязательств. В начале 2009 г. о намерении поддержать ФЛК говорил вице-премьер Сергей Иванов.

Однако эти обязательства не были выполнены, сетует Барагванат. Предоставленные ОАК и Минтрансом комфортные письма никакой юридической силы не имеют, говорит арбитражный управляющий Евгений Семченко.

Теперь кредиторы намерены использовать все возможности для того, чтобы убедить российское правительство в том, что дефолт госкомпании невыгоден России, отметил Барагванат. ФЛК – первая госкомпания, допустившая дефолт по внешнему долгу, указывает он.

Государство могло поддержать ее, уверен Барагванат, ведь еще в марте 2010 г. оно через ВЭБ внесло в капитал ОАК 21 млрд руб. и предоставило госгарантии под выпуск облигаций на 46 млрд руб. Эти деньги дошли до других предприятий корпорации, но не до ФЛК, указывает кредитор.

Ряд инвестиций ФЛК были явно рискованные и непрофильные, и для этого как раз использовались деньги, полученные от размещения бондов, рассказывал «Ведомостям» Федоров. В частности, средства ФЛК были использованы для покупки немецких верфей Wadan Yards (сейчас – Nordic Yards), нынешним владельцем которых является бизнесмен Виталий Юсуфов.

ОАК судьба ФЛК небезразлична, но государство и авиастроительная корпорация не несут ответственности за действия руководства компании, заключавшего эти сделки, и не могут отвечать по этим долгам, объяснял он. Корпорация еще два года назад собиралась избавляться от лизинговых компаний (она контролирует также «Ильюшин финанс») – такого мнения придерживался и Федоров, и сменивший его во главе авиастроительной корпорации Михаил Погосян. Значит, не было смысла спасать перегруженную долгами ФЛК, отмечает источник «Ведомостей», близкий к ОАК.

Однако эта компания до сих пор получает лизинговые платежи за самолеты и оборудование, отметил источник, близкий к ОАК. Согласно отчетности ФЛК, за первое полугодие компания получила 332,6 млн руб. выручки, но ее убыток составил 98,3 млн руб.

Введение процедуры наблюдения не означает банкротства, оно наступает лишь с введением конкурсного производства, напоминает Семченко, а до этого ее учредители имеют право заключить с кредиторами мировое соглашение и расплатиться с ними вместо должника. Единственная возможность привлечь их к ответственности – доказать, что ее акционеры голосовали за сделки, причинившие ущерб компании или ее кредиторам или не делали ничего, чтобы этот ущерб предотвратить, однако доказать это непросто и можно сделать лишь на заключительном этапе конкурсного производства, резюмирует он.

Представитель Совкомбанка от комментариев отказался, представитель МДМ-банка на запрос «Ведомостей» не ответил.