Вектор


Сохранить лицо

Иран лишает «Газпром нефть» права на разработку месторождения Азар, потому что компания затягивает разработку проекта, сообщило вчера иранское информагентство Mehr со ссылкой на представителя министерства нефти Хамида Карими; вместо «дочки» «Газпрома» на проекте будет работать консорциум иранских компаний. Переговоры о месторождении шли больше двух лет. В конце 2009 г. «Газпром нефть» подписала меморандум о взаимопонимании с иранской госкомпанией NIOC, который предполагал заключение контракта на участие «Газпрома» в проекте. Но контракт так и не был подписан. Неофициально сотрудник группы «Газпром» говорит, что ничего страшного не произошло: меморандум не был юридически обязывающим, переговоры шли не очень активно, «Газпром» смущала экономика проекта. Официально представитель «Газпром нефти» заявил «Интерфаксу», что компания готовила генплан разработки, но не получила ответа на вопрос о возможности изменить условия, предлагаемые иранской стороной. Наверняка обе стороны чего-то недоговаривают, но кто-то из них теперь явно хочет сохранить лицо (а может, и оба). В любом случае после этой истории «Газпрому» будет непросто получить проект в Иране. А может, и другим российским компаниям.

Несовместимые лидеры

Социальная сеть Facebook признала неудачной попытку конкурировать с сервисами вроде Groupon и LivingSocial, пользователи которых объединяются в группы, чтобы приобретать товары или услуги с внушительными скидками. Аналогичный сервис Places, который разрабатывала и несколько месяцев тестировала Facebook, закрывается из-за слабых продаж, сообщила The Wall Street Journal. То ли дело, например, Groupon, выручка которой растет взрывными темпами: в первом полугодии компания заработала в 11,6 раза больше, чем годом ранее, а во II квартале – на 36,2% больше, чем в предыдущем. Это подтверждает закономерность, которую подмечал в беседе с «Ведомостями» в конце 2010 г. сооснователь DST Global и Mail.ru Group Юрий Мильнер: «В интернете есть тенденция winner takes all (победитель получает все. – «Ведомости»), и в каждой нише с удивительным постоянством обнаруживается лидер, который занимает совершенно непропорциональную, доминирующую долю на рынке. <...> Если проект попадает в точку, он может быстро оторваться от конкурентов до того, как они пустятся вдогонку». Характерно, что сам Мильнер инвестировал и в Facebook как в крупнейшую в мире социальную сеть, и в Groupon как в самый быстрорастущий скидочный сервис. И не прогадал. Ведь если бы Facebook удалось вырастить достойного конкурента Groupon, одна из инвестиций оказалась бы неудачной.

Дымное дело

Когда в начале августа агентство по приватизации Болгарии сообщило, что австрийская компания BT Invest GmbH, аффилированная с российским «ВТБ капиталом», интересуется контрольным пакетом компании «Булгартабак», это сильно напомнило тактику многих российских региональных чиновников. Те, едва пожав руку сколько-нибудь заметному инвестору, спешат сообщать, что в регионе появится новое производство или какой-нибудь еще значимый источник налоговых поступлений. Болгария пытается продать «Булгартабак», известный в России прежде всего благодаря маркам сигарет советских времен вроде «Родопи» и «Опала» (обе сейчас уже не производятся), уже не первый год. Мировой табачный рынок – образец классической олигополии, и едва ли не все сколько-нибудь значимые локальные производители на крупных рынках давно «пристроены», а крупнейшие рынки (за исключением китайского) поделены. И это только усиливает дымовую завесу вокруг клиента, в интересах которого структура «ВТБ капитала» собирается инвестировать в «Булгартабак» более 100 млн евро. Если этот клиент уже работает на табачном рынке, почему не стал участвовать в сделке напрямую? А то очень уж по-русски выглядит рассказанная одним из интересовавшихся сделкой банкиров версия, что сделку эту в «ВТБ капитал» принес новый руководитель его лондонского офиса – болгарин по происхождению. Не покупать же структурам российских госбанков активы во всех странах, где есть связи у их топ-менеджеров?

Маленькими порциями

Герман Греф уже в четвертый раз за август докупает акции Сбербанка. Вчера стало известно, что 25 августа он приобрел бумаги возглавляемого им банка на 6,8 млн руб. А всего с начала месяца он потратил на увеличение доли 28,5 млн руб. Немногие топ-менеджеры столь часто совершают сделки с акциями возглавляемых ими структур. Почему Греф (или его брокер) раздробил заявки, неизвестно. Один из менеджеров банка ранее рассказывал, что думал о том же в период, когда акции «Сбера» сильно теряли в цене. Есть и другие версии – начинающие инвесторы нередко усредняют позиции, а также покупки Грефа могут быть адресованы потенциальным покупателям акций в ходе все еще возможной приватизации. Но даже если она не состоится, вложения Грефа могут стать приободряющим сигналом для текущих владельцев акций банка. Ну и обеспечить ему неплохой доход, если его ставка сыграет.