Берегите фонды

Часть денег дорожных фондов может не дойти до самих дорог. Регионы хотят потратить их на общественный транспорт

Регионы хотят тратить средства дорожных фондов не только на дороги: некоторые приходят и просят «использовать эти деньги на другие цели», сказал вчера премьер-министр Владимир Путин (цитаты по «Интерфаксу»). «Так не договаривались», – заметил он.

Федеральный дорожный фонд был воссоздан в этом году. Его базовый объем – 254 млрд руб. – каждый год индексируется на инфляцию, в фонд зачисляется часть акцизов на топливо, деньги за аренду участков в полосе отвода дорог, плата и штрафы за перевозку тяжелых грузов. С 2012 г. должны заработать и региональные фонды. Инициаторами были сами руководители регионов, напомнил Путин. В региональные фонды поступят топливные акцизы, транспортный налог и другие сборы. Пока свои дорожные фонды создали всего 12 регионов, доложил премьеру на прошлой неделе его зам Сергей Иванов (цитата по premier.gov.ru).

По закону деньги из фондов могут тратиться только на дороги. Это ремонт, содержание и строительство дорог общего пользования, перечисляет замруководителя Росавтодора Иннокентий Алафинов. Регионы смогут израсходовать до 20% фонда на погашение бюджетных кредитов на дорожное строительство, говорит сотрудник Минфина. Были предложения тратить часть средств на развитие общественного транспорта, на строительство метро, знает он, это недопустимо. Регионы чиновник не называет.

В США до конца 1980-х гг. дорожные деньги были неприкосновенны, а последние 20 лет до 15% средств тратится на развитие общественного транспорта, рассказывает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Но российских фондов не хватит даже на финансирование дорог, замечает он. По утвержденным нормативам на ремонт и содержание дорог нужно тратить не менее 845 млрд руб. в год и еще 500 млрд – чтобы дорожная сеть росла на 1%, приводят расчеты эксперты, обновляющие стратегию развития России до 2020 г. Итого необходимый минимум – 1,35 трлн руб. против планируемых 1,04 трлн (в среднем 8,3 трлн на восемь лет, см. врез).

Пока рано говорить о других тратах из фондов, уверен Блинкин. Дорожный фонд должен иметь строго целевой характер, замечает министр экономики Тверской области Сергей Аристов: «От соблазнов надо уходить». Тогда есть риск, что деньги будут просто разворовываться, опасается лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.