Цены – на взлет


Ресурсы Росрезерва могут спасти ситуацию. Но лучше их продавать на СПбМТСБ и МБНК, а не передавать перевозчикам, передал через пресс-службу Владимир Спиридонов, гендиректор «Аэрофьюэлз групп», которая поставляет керосин в 26 российских аэропортов, а в 15 имеет собственные ТЗК. Компания покупает на бирже треть топлива при потребности 50 000 т в месяц. Четверть керосина на бирже приобретает и «Аэрофлот», говорит сотрудник компании.

Дефицит керосина в аэропортах уже отразился на его цене. Вчера на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 1 т авиа-ГСМ подорожала на 12,2% до 29 724 руб., говорится на сайте биржи. Это на 2,8% выше исторического максимума цен, который был зафиксирован в июле 2008 г. (28 925 руб./т, по данным «Кортеса»). Всего на СПбМТСБ вчера было продано 10,14 млн т авиатоплива, из которых 6000 т – с поставкой в московские аэропорты.

Торгов керосином на СПбМТСБ не было с 22 августа. А на биржах «Санкт-Петербург» и МБНК – практически весь прошлый месяц. Отсутствие топлива на биржах и создало проблемы для аэропортов и авиакомпаний, заявил на днях министр транспорта Игорь Левитин, призвав ФАС разобраться с ситуацией.

В 2008 г. служба обязала нефтяные компании продавать 15% нефтепродуктов на бирже. Ситуация отслеживается, говорит чиновник ФАС. А нефтяные компании объясняют сокращение продаж на биржах увеличением адресных поставок в аэропорты, в которых возникла угроза дефицита топлива. Из-за кризисной ситуации в «Кольцово» «Газпром нефть» уменьшила объемы продаж на бирже, направив в аэропорт 3000 т керосина, сообщил представитель нефтяной компании: обычно 15% топлива продается на биржах, нынешняя ситуация – исключение. Сотрудник ТНК-ВР на днях говорил, что его компания сократила поставки на биржу, чтобы нормализовать ситуацию в ТЗК «Шереметьево» (ею управляет ТНК).

Нехватка керосина возникла из-за начала производства зимнего дизеля (для которого используется авиатопливо), профилактики двух НПЗ и еще не завершившегося высокого сезона у авиаторов, сообщали ранее менеджер нефтяной компании и чиновник Минтранса. К решению проблемы уже подключился вице-премьер Игорь Сечин, поручив «рассмотреть вопрос» организации поставок топлива из Росрезерва напрямую авиакомпаниям, а также распорядившись увеличить обязательный резерв топлива в аэропортах с 3 до 10 дней. Минтранс уже разместил проект такого приказа на сайте. ТЗК должны увеличить мощности, чтобы хранить 10-дневный запас, отмечает представитель министерства, если этого не произойдет, то возможен отзыв сертификата.

Требование увеличить резерв может только усугубить дефицит (все побегут скупать топливо, которого и так не хватает) и взвинтить цены на него, предупреждает менеджер одного из аэропортов Москвы. Кроме того, в аэропорту будет круглогодично лежать $20–30 млн замороженных денег (столько стоит керосин на 10 дней). В итоге все будет компенсироваться за счет пассажиров, негодует он.