Союз малых

Экспансия федеральных розничных сетей заставляет региональных игроков объединять закупки, чтобы получать лучшие цены у производителей продуктов питания. «Вестер» и шесть других региональных ритейлеров создают компанию, способную войти в десятку крупнейших по товарообороту игроков на розничном рынке
ИТАР-ТАСС

ООО «Сетевая торговая компания»

дистрибутор. Учредители (ЕГРЮЛ): ООО «Управляющая компания «Олимп» («Вестер») – 27,9%, ООО «ТД «Центркоопторг» – 21,45%, ООО «Элита-98» – 17,17%, ООО «Торговый холдинг «Сибирский гигант» – 13,73%, ООО «Партнер-маркет» – 9,23%, ООО «Торговая сеть «Каравай» – 6,87%, ООО «Геомарт плюс» – 3,65%.

Семь региональных розничных сетей – калининградская «Вестер», сибирские «Командор», «Каравай», «Геомарт», «Партнер-маркет», «Сибирский гигант» и «Центркоопторг» – создали общую компанию, ООО «Сетевая торговая компания» (СТК), которая займется централизованными закупками товара, рассказал совладелец «Вестера» Олег Болычев. «Закупочная сила альянса значительно выше, чем каждой сети в отдельности, и это значит, что мы можем претендовать на лучшие условия поставок и большие скидки, а значит, сократить издержки и повысить эффективность», – объяснил председатель совета директоров «Геомарт-ритейла» Григорий Скотницкий. В первую очередь компания займется закупкой бакалеи, соков, масла, замороженных и молочных продуктов, бытовой химии, т. е. категорий, где объем поставки значительно влияет на цену, сказал Болычев. «СТК не будет коммерческой компанией в полном смысле этого слова, она будет покупать товар у поставщиков и продавать его по той же стоимости сетям», – объяснил он. По его словам, СТК, созданная в середине августа, сейчас уже договорилась о выгодных ценах с несколькими крупными производителями продуктов питания. Этих партнеров он не называет.

«Каждая из подобных сетей отдельно – небольшой клиент для производителей. Объединяя закупку, они могут потребовать условий и цен, близких к тем, что получают крупнейшие ритейлеры – Х5, «Магнит», – признался в беседе с «Ведомостями» один из поставщиков продовольственных товаров.

С СТК планирует работать крупный производитель консервов «Помидорпром». «Вопрос сотрудничества обсуждался на совете директоров», – говорит гендиректор «Помидорпрома» Вячеслав Резанцев. Главный плюс работы с закупочным союзом – более эффективная логистика, продолжает он, удобнее возить товар на единый распределительный центр, в данном случае – на РЦ «Вестера» в Москве, а не по складам отдельных сетей. Сейчас региональные ритейлеры получают товар со складов местных дистрибуторов. Правда, добавляет Резанцев, для его компании важно, чтобы централизация не привела к сбою в системе поставок и спаду продаж.

В совместной компании сети получат доли, соответствующие прогнозируемому объему заказа или обороту, обещает Болычев. Он уверен, что для мелких сетей выгода проекта очевидна: такие игроки, как, например, «Каравай», смогут за счет снижения цены закупок увеличить EBITDA примерно на 10%, «Вестер» – приблизительно на 3–4%. Совокупный оборот создателей альянса (без учета «Центросоюза») в 2011 г., по словам Болычева, достигнет примерно 45 млрд руб., из которых около 20 млрд руб. придется на оборот группы «Вестер». Такой результат приблизительно соответствует 6–8-й позиции в списке крупнейших по обороту российских ритейлеров.

Создание закупочного альянса, по словам совладельца «Вестера», – первый шаг в сотрудничестве сетей. «Впоследствии мы унифицируем товарную матрицу и объединим маркетинг. Конечная цель этого проекта – создание единой компании, полное слияние наших сетей», – обещает Болычев. «Выгоднее владеть 5% в крупном ритейлере, чем 100% мелкого игрока», – одобряет такие планы Скотницкий.

Закупочные союзы в России уже есть. «Система Т3С» компаний – участниц Союза независимых сетей России объединяет, по словам гендиректора этой компании Леонида Абаюшкина, 34 региональные сети с совокупным оборотом больше $1,5 млрд. Сейчас товары, закупленные через систему, занимают от 3 до 15% товарооборота этих сетей, в дальнейшем планируется увеличить эту долю до 30%, рассказывает Абаюшкин.