Аэропорт не ФСБ

Аэропорты не должны выполнять функции силовых ведомств, решило «Домодедово» и оспорило приказ Минтранса об обеспечении безопасности

В среду две структуры «Домодедово» подали иск в Высший арбитражный суд (ВАС) против Минтранса, сообщил представитель аэропорта. Компании просят суд признать незаконными требования транспортной безопасности, которые были введены в феврале 2011 г. приказом Минтранса (после теракта 24 января в «Домодедово»). Эти требования перекладывают на собственников транспортных объектов и пассажиров функции госорганов – пресекать попытки противоправных действий, в том числе терактов, выявлять признаки их совершения или подготовки и проч., говорится в иске (его копия есть у «Ведомостей»). Но аэропорт не может предотвращать теракты, которые готовятся в других регионах, а требование выявлять потенциальных нарушителей противоречит Конституции, которая правонарушителя определяет по факту совершения противоправного действия (умысел сам по себе не наказуем), указывает «Домодедово».

Требования Минтранса нуждаются в доработке, говорит представитель «Домодедово». Позицию крупнейшего аэропорта страны разделяет гендиректор «Базэл аэро» (управляет аэропортами в Сочи, Краснодаре, Геленджике, Анапе) Сергей Лихарев: действительно, государство переложило слишком много функций на хозяйствующих субъектов. «Но исходя из прогнозируемого повышенного интереса террористических структур к аэропортам Краснодарского края, в первую очередь Сочи, мы вынуждены выполнять все требования – в рамках возможности», – признается он. «Базэл аэро» надеется компенсировать затраты за счет бюджетных средств – например, по программе «Безопасный Сочи», отмечает Лихарев.

«Откуда у меня могут быть функции «задержать» или «выявить»? – продолжает менеджер «Внуково». – Служба авиационной безопасности безоружная! Кого она в состоянии задержать? Я могу лишь оперативно проинформировать полицию или ФСБ о чем-то подозрительном». «Внуково» направило письма в Минтранс, ФСБ, вице-премьеру Сергею Иванову, чтобы вместе разработать единый подход в сотрудничестве между полицией, ФСБ и аэропортовой службой, добавляет собеседник «Ведомостей». «Домодедово» тоже направило письма в администрацию президента и Минтранс, предложив создать рабочую группу для совершенствования законодательства о транспортной безопасности, указывает представитель аэропорта. Его коллега из «Шереметьево» комментировать правила Минтранса отказался, отметив, что аэропорт на четверть увеличил в 2011 г. затраты на безопасность. Приказ согласован Минюстом – он законный, поэтому подлежит выполнению, что же до содержания, то ничего сверх нормы там нет: все готовилось в рамках российского законодательства, отвечает представитель Минтранса.