Откатить закон

В правительстве начинается согласование изменений в законодательство о госзакупках на основе контрактной системы (ФКС). Проект, который осложняет контроль за торгами со стороны общества, рассматривают без публичного обсуждения

К 29 сентября Минэкономразвития и Минфин должны представить в правительство доработанный вместе с ФАС, Минюстом и Счетной палатой вариант законопроекта о ФКС. Такое поручение 14 сентября дал первый вице-премьер Игорь Шувалов, рассказали «Ведомостям» несколько федеральных чиновников. Ранее президент Дмитрий Медведев поручил внести в Кремль уже согласованный проект к 1 ноября.

ФКС была разработана Минэкономразвития весной, система должна объединить планирование закупок, их проведение и контроль результатов. Действующий закон о госзакупках (94-ФЗ) описывает лишь вторую часть. Но проект вызвал серьезные межведомственные согласования, которые не удается урегулировать с зимы. Споры идут по технике реформы – нужно ли сохранить 94-ФЗ либо полностью заменить его ФКС и кто будет контролировать новую систему. А также по ее концепции. Среди спорных идей Минэкономразвития – возвращение предквалификации и критерия репутации поставщика, попытка сделать основной формой закупки конкурс вместо аукциона, развязать руки чиновникам в части расторжения и изменения условий контракта.

Учитывая разногласия, Минэкономразвития 1 сентября объявило общественную дискуссию по ФКС. Но в правительстве рассматривается версия от 1 сентября, рассказал его чиновник. Это подтвердил и замминистра экономического развития Алексей Лихачев.

«Получилась одна фикция обсуждения: хотя мы подготовили массу замечаний, они никому не нужны», – возмущен основатель Rospil.info Алексей Навальный. ФКС делает практически невозможным общественный контроль, продолжает он. Так, жаловаться на итоги тендеров смогут лишь участники торгов (сейчас любое лицо), а те, кого чиновники незаконно не допустят к торгам, оспорить их не смогут. На смену уже работающему способу приходят общественные советы, выбираемые чиновниками, «недовольных» в них просто не будут включать, замечает Навальный: «Нас возвращают в 2005 г., когда чиновники делали, что хотели».

Сложнее станет и доказывать незаконные действия чиновников, считает Александр Марков из Национального рейтинга прозрачности закупок (НРПЗ). Заказчик может провести «конкурентные переговоры», никак в законе не регламентированные, изменить условия контракта после торгов, приводит он примеры: причем последнее делает участие в тендерах неаффилированных участников очень рискованным. Аукционы, на которых сейчас размещается до 70% (3,5 трлн руб.) госзаказа, фактически заменят на конкурсы (см. врез), продолжает Марков, на последних критерий цены составит не более 50% общей оценки (сейчас – как минимум 55%), что позволит отсеивать поставщиков за счет непроверяемых субъективных критериев.

«Согласования идут, сокращается число принципиальных разногласий», – говорит Лихачев, но без совещания у премьера не обойтись. В настоящее время проводится работа по оценке, сказал представитель Минфина. Сейчас содержание ФКС не соответствует задаче оптимизации бюджетных расходов, замечает чиновник Минфина.