Полное обнуление

Итальянская выставка в Московском доме фотографии очень скромная – минималистские объекты из бросовых материалов поданы без комментариев. Зрителю предлагают самому разобраться с классикой и историей современного искусства

У этой выставки даже названия нет, «Современное итальянское искусство второй половины ХХ века» – только минимальное пояснение к трем залам с совершенно минималистскими объектами. Правда, в самом занимательном, где показывают кинетическое искусство группы H, что-то движется и шевелится, но медленно и неэффектно.

Авторы выставки принципиально обошлись без искусствоведческого текста в каталоге и пояснений в залах, предложив зрителю самостоятельно разобраться, как связаны между собой работы и почему их показывают в музее.

Так они надеются возродить непосредственное восприятие произведений утвердителей итальянского авангарда 60-х гг., в том числе художников группы с принципиальным названием Zero. Их тексты-манифесты приведены в каталоге и вместе со старыми фотографиями возрождают легкомысленную и дерзкую атмосферу 60-х, когда не только художники считали, что человек родился заново и этому новорожденному необходимо новое, не отягощенное воспоминаниями и прошлыми грехами искусство.

Опытного зрителя выставка смутить не может, разного рода бедное и минималистское искусство он не раз видел и без труда определит, почему порезанные и продырявленные холсты Лучо Фонтаны, самого знаменитого автора выставки, являются результатом изучения и осмысления сути пространства.

Другие показанные художники со своими подсвеченными зеркальными квадратами в алюминиевых рамах («Хронотопы» Нанды Виго) или ватными картинами («Ахромы» Пьеро Мандзони) также радуют глаз. Кажется, итальянцы не могут сделать ничего уродливого, даже если захотят.

И конечно, выставка провоцирует размышления о том, как и почему на родине футуризма, через полвека после его гибели, родилась вторая волна авангарда, не признающего в искусстве ничего глубокого, мастеровитого и напыщенного. Конечно, ответ есть в любой книге по истории искусства ХХ в., но и самому хорошо подумать.