Власть подстрахует

Государство хочет привлечь длинные деньги в дорожное хозяйство, предлагая инвесторам новый вид концессионных соглашений. Вместо автомобилистов за дороги заплатит государство

У концессионеров появится возможность получить финансовую поддержку государства, если они недополучат доходы по дорожному проекту. Соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении в Госдуме (поправки в закон о концессионных соглашениях), он должен быть подготовлен к первому чтению до конца октября.

Классические концессии уже работают, закон был принят еще в 2005 г. По такой схеме строятся первый участок новой скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург (концессионер – Северо-Западная концессионная компания) и новый выход с МКАД на трассу М1 «Беларусь» в обход Одинцова (консорциум «Главная дорога», сформированный УК «Лидер»). Инвесторам выгодны классические концессии, если трафик на участке будет стабильно высоким (около 30 000 машин в день) – например, это выезды и въезды в крупные города.

В остальных случаях целесообразнее заключать контракты жизненного цикла, которые включают и проектирование, и строительство, и эксплуатацию, объясняет представитель «Автодора». Дорога может быть и платной, и бесплатной – окупит инвестиции не плата за проезд, а госфинансирование. Это поможет снизить стоимость эксплуатации объекта и повысить качество, следует из пояснительной записки: концессионер будет сразу стремиться построить надежно и качественно, ведь ремонтировать тоже придется за свой счет.

В контракте можно будет предусмотреть обязательства государства возместить концессионеру потери, если доходы от платы окажутся меньше запланированных или возникнут дополнительные расходы. Размер платы определят в контракте, он может стать одним из критериев конкурсного отбора. Концессионные соглашения, как правило, заключаются на 20–30 лет. Чтобы государство могло брать на себя обязательства на такой срок, проект изначально предусматривал поправки в Бюджетный кодекс. В частности, предлагалось учитывать расходы на плату в целевых программах государства. В тексте, опубликованном на сайте Госдумы, этих поправок нет. Представитель Минфина говорит, что они все-таки готовятся.

Если не прописать эти расходы в бюджете, проект не имеет смысла, говорит руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: без поправок в Бюджетный кодекс никаких обязательств государство брать на себя не сможет. Непонятно, как будут работать контракты жизненного цикла, недоумевает сотрудник крупной инфраструктурной компании, ведь государство даже не может гарантировать устойчивый уровень тарифов на долгосрочный период.