Иностранцы из России

Рост рынка отразился и на московской выставке коммерческого и грузового транспорта «Комтранс-2011» – она стала крупнейшей за свою историю. На выставке в основном были представлены машины, которые собираются в России или в ближайшее время встанут на местные конвейеры

Первый «Комтранс» прошел еще в 2000 г. В последние годы экспозиция грузовиков и микроавтобусов была хотя и увесистым, но придатком ежегодного Московского автосалона, проходящего в августе. В этом году самый крупный за всю свою историю «Комтранс» не только стал самостоятельным, но и получил международный статус, присвоенный Международной организацией производителей автомобилей (OICA). Организаторы «Комтранса» (Media Globe) утверждают, что мероприятие стало самой крупной профильной выставкой в мире в этом году.

Значение российского рынка для производителей тяжелой техники подчеркивал тот факт, что, кроме белорусского МАЗа и голландского DAF, все остальные крупные производители грузовиков уже развернули свои производства в России или вот-вот начнут здесь сборку машин. Да и то у стенда МАЗа специалисты и журналисты вовсю обсуждали слухи об интересе «Камаза» к покупке белорусской компании, а член правления DAF Рон Бонсен заявил «Ведомостям», что компания ищет возможности сборки своих грузовиков в России. Для этого она собирается найти здесь партнера, который мог бы выпускать из импортируемых узлов 5000–6000 грузовиков в год, сказал Бонсен. Остальные крупные производители грузовиков с мировым именем – Daimler, Volvo, Scania, MAN, Renault – старались подчеркнуть наличие производства в России, выпускающего адаптированные для местного рынка машины, или рассказывали об уже принятых планах по сборке своей техники в стране.

Что будет с рынком?. Рон Бонсен

член правления DAF Trucks:. Мы ожидаем, что российский рынок будет расти. Я думаю, что в год будет продаваться около 120 000 машин. Наша компания собирается проводить агрессивное расширение в России. Мы намерены резко увеличить количество дилеров в России.

Бу Андерссон

президент группы ГАЗ:. Яма, в которую упал рынок, была очень глубока. Мы очень довольны, что рынок наконец-то возвращается. Мы смотрим на наших клиентов – их бизнес растет, вместе с ним растут продажи коммерческого транспорта. Делать прогнозы на 2–3 года я бы не стал. Могу только сказать, что я очень оптимистично смотрю на Россию. Если цены на нефть будут стабильными, то с нашим рынком будет все в порядке. Если они серьезно снизятся, то будет сложно.

Ханс Тардель

гендиректор «Скания-Русь»:. Работать на таком рынке, как Россия, очень тяжело. Это очень хороший рынок, но такие резкие падения продаж, как за последние три года, переживать сложно. В ближайшие 2–3 года Россия, на мой взгляд, останется очень хорошим рынком для всех игроков. В этом году на Россию у нас приходится около 7–8% мировых продаж. Но мы еще помним времена, когда Scania продавала здесь 10% от всех своих грузовиков. Мы рассчитываем вернуться к этому показателю в ближайшие два года.

Ларс Химмер

гендиректор «МАН тракс энд бас рус»:. В этом году для MAN Россия стала рынком № 2 по объему продаж после Германии. Колоссальный рост продаж, рынок уже почти достиг докризисных показателей. Я рассчитываю, что в течение ближайших нескольких лет российский рынок станет для MAN главным, во всяком случае, я ставлю перед собой такую задачу. [Но] легче сказать, что будет через 2–3 года, чем через месяц. В 2008 г. мы увидели, что Россия – это не остров, она находится в мировой экономике. Нет никаких сомнений, что рост спроса на коммерческий транспорт продолжится. Будет несколько драйверов. Необходимо обновление парка старых машин на новые: более безопасные, экологичные, а самое главное – экономичные. В стране зарегистрировано около 5 млн коммерческих машин, из них около 1 млн – в тяжелом сегменте. Более половины из них старше 12 лет и считаются уже неэффективными. В 2009 г. наши продажи упали на 80% относительно 2008 г. В прошлом году рост был на 350%, в этом году мы удвоим показатели продаж. Очень тяжело, когда такими темпами рынок идет вниз, и еще тяжелее, когда он стремительно падает. У меня есть надежда на стабилизацию.

Борис Билих

гендиректор «Мерседес Бенц тракс восток»:. Кризис 2009–2010 гг. закончился. Для компании 2011 год стал лучшим в истории на российском рынке благодаря огромному спросу на нашу продукцию. Сделать прогноз на ближайшие 2–3 года сложно. Скорее всего рост спроса продолжится, хотя, возможно, и не такими темпами.

Фабрис Горлье

гендиректор «Рено тракс восток»:. Кризис стал очень тяжелым испытанием для нашей компании, продажи снизились на 90%. Хорошо, что это закончилось, рынок восстанавливается очень быстрыми темпами. В этом году мы удвоили продажи по сравнению с прошлым годом, и думаю, что этот темп сохранится в ближайшие год-два.

Благодаря тому что выставка заняла сразу три павильона «Крокус экспо», участники смогли развернуть крупные экспозиции. Рекордным стал стенд «Камаза», раскинувшийся почти на 5000 кв. м. На них расположилось 63 грузовика, автобуса, спецмашины и двигателя. В этом году Volvo Trucks представила самую крупную экспозицию за всю историю «Комтранса», рассказал гендиректор «Вольво восток» Питер Андерсон: она заняла 1300 кв. м.

Некоторые участники превращали свои стенды в площадки для шоу. Над экспозицией Volvo кружились воздушные гимнасты, на площадке Scania пели и танцевали актеры, изображавшие Чарли Чаплина и Мерилин Монро, иллюстрируя более чем 100-летнюю историю производителя. Рядом с ними затерянный среди современных мощных тягачей и автобусов стоял первый автобус Scania, выпущенный в 1910 г. Оформление стендов также подчеркивало индивидуальность производителей. Так, МАЗ подчеркнул свое славянское происхождение бревенчатой избой, а Renault Trucks посреди одного из павильонов создала уголок Парижа с мостовой из брусчатки, затейливыми фонарями и кафе, возле которого играли уличные музыканты. По словам менеджера одной из компаний, принявших участие в «Комтрансе», в зависимости от размера и местоположения стенда выставка обошлась экспонентам в сумму от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

Эти затраты стоят того. Раньше Renault Trucks была вынуждена возить крупных российских клиентов на выставки в Амстердам и Ганновер, теперь менеджеры компании могут обсудить возможности продажи техники с более широким кругом покупателей, говорит коммерческий директор «Рено тракс восток» Игорь Давыдов. Выставка в Москве дает возможность сделать качественный стенд и представить на нем большую гамму продукции, считает Давыдов. В конце прошлого года Renault Trucks стала собирать грузовики на заводе ее материнской компании Volvo в Калуге. Это очень важный момент для компании, полагает гендиректор Renault Trucks в России Фабрис Горлье: теперь можно сказать, что она стала российским производителем.

В основном компании представляли на стендах хорошо знакомые покупателям модели или их модернизированные модификации.

«Этот сектор автомобилестроения отличается консерватизмом, – считает руководитель маркетинговой службы одного из крупных производителей, участвовавших в выставке. – Покупателей интересует не столько внешний вид машины, как в легковом секторе, сколько ее характеристики: экономичность, срок службы и возможность ремонта в полевых условиях». Поэтому ожидать большого числа новинок каждый год не стоит – разработчики скорее думают о возможности унифицировать машины при переходе от одного поколения к другому, полагает он.

Больше всего новинок – не все из них еще встали на конвейер – привез «Камаз». Так, на его стенде можно было впервые вживую увидеть автобус средней вместимости, который будет производиться совместным предприятием «Камаза» с бразильской Marcopolo. В 2016 г. СП выйдет на проектную мощность в 3000 таких автобусов в год, пообещал президент «Камаза» Сергей Когогин, подписывая соглашение с гендиректором Marcopolo Жозе Рубенсом де ла Росо. Документ было решено подписать на выставке, хотя он был подготовлен заранее, сказал Когогин: стороны решили сделать это для того, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей.

Кроме того, компания представила опытный образец магистрального седельного тягача, разработанного вместе с Daimler, – «Камаз-5490». Его серийное производство будет зависеть от потребностей рынка, сообщил Когогин.

Daimler выставила Mercedes-Benz Unimog, собранные на заводе в Набережных Челнах. Первая такая машина сошла с российского сборочного конвейера в июле, рассказал Борис Билих, гендиректор «Мерседес-Бенц тракс восток», совместного предприятия Daimler c «Камазом». Эти машины предназначены для коммунального хозяйства.

Volvo привезла в Москву показать российской публике настоящего монстра – флагманский тягач FH-16 c 16-литровым двигателем мощностью 750 л. с. Это специальная модель, приуроченная к 25-летию серии FH-16, грузовик с 16-литровым двигателем был выпущен компанией в 1987 г. и имел мощность 470 л. с. В России мало кому нужны такие машины, их продажи единичны, считает руководитель одного из крупных автотранспортных предприятий Северо-Запада, посетивший выставку. Она скорее предназначена для демонстрации возможностей производителя, полагает он.

Гендиректор «МАН тракс энд бас рус» Ларс Химмер рассказал о будущем российском производстве, открывающемся в апреле 2012 г. в Петербурге. Его мощность составит 6000 машин в год, компания потратит на него около 25 млн евро. Около трети машин, которые MAN планирует продать в 2012 г. в России, будет петербургской сборки, обещает Химмер. Открывшая около года назад свой завод Scania также сделала упор на машины, собранные в Петербурге. На новом заводе компания собирает 13 моделей, говорит гендиректор «Скания-Русь» Ханс Тардель, в ближайшее время она собирается увеличить мощность производства с 6500 до 8000 грузовиков в год.