Крылья «Газпрома»

«Газпром» до конца года должен выделить 12 млрд руб. на обновление парка «дочки» – «Газпром авиа». При такой поддержке авиакомпания может закрепиться на рынке регулярных перевозок

В 2011 г. «Газпром» выделит 12,1 млрд руб. 100%-ной «дочке» – «Газпром авиа», рассказали «Ведомостям» два источника, близких к газовой монополии: деньги будут внесены в уставный капитал перевозчика. Значительная часть средств – 4,8 млрд руб. – предусмотрена на покупку вертолетов Ми-8, 2,48 млрд руб. пойдет на вертолеты Eurocopter – ЕС-225 Super Puma, ЕС-15 и ЕС-135, уточнил один из собеседников «Ведомостей». Еще 2,3 млрд руб. планируется потратить на среднемагистральные самолеты Boeing 737-700, 354 млн руб. – на региональные самолеты Ан-148 и Sukhoi Superjet (SSJ), перечисляет он. 382,2 млн руб. заложено на развитие томского филиала «Газпром авиа», 265,4 млн руб. пойдет на пополнение оборотных средств аэропорта «Остафьево» в Подмосковье. В выделенной сумме есть средства на приобретение бизнес-джета фирмы Falcon и тренажеров, отмечает собеседник.

Получила ли компания деньги – не ясно. Ее представитель был недоступен. Сколько средств «Газпром» выделял «дочке» в прошлые годы, не раскрывается. По данным СПАРК, уставный капитал «Газпром авиа» не менялся с 2006 г. и составляет 5 млрд руб.

Предусмотренные 12 млрд руб. – «приличная сумма» для авиакомпании, считает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. Впрочем, и планы у перевозчика по обновлению парка серьезные. Сейчас «Газпром авиа» эксплуатирует 101 вертолет (преимущественно «Ми») и 32 самолета: кроме трех B373-700 и нескольких бизнес-джетов в ее парке советские Ту-154М, Як-40, Як-42Д. После авиакатастрофы Як-42Д под Ярославлем Ространснадзор приостановил эксплуатацию одного Як-42Д «Газпром авиа».

В августе на МАКС-2011 «Газпром комплектация» («дочка» «Газпрома») и «Гражданские самолеты Сухого» подписали договор на поставку 10 SSJ в интересах «Газпром авиа». Ими компания собирается заменить парк Як-42Д. Поставка самолетов запланирована с 2013 по 2015 г. Тогда же – на авиасалоне – «Газпром авиа» подписала соглашение с «Вертолетами России» на 39 Ми-8 различных модификаций. Они должны быть поставлены в 2012–2016 гг. Каталожная цена партии 39 Ми-8 – 10,2–12,7 млрд руб. (в зависимости от комплектации), 10 SSJ – 10,43 млрд руб. Так что «Газпрому», скорее всего, придется сохранить финансирование авиакомпании в следующие годы, отмечает Пантелеев.

По пассажиропотоку «Газпром авиа» – 27-я авиакомпания в России: за восемь месяцев она перевезла 255 568 человек – на 17% меньше того же периода 2010 г., при том что в целом российский рынок вырос на 15%. Занятость кресел перевозчика, по данным Росавиации, не превысила и 50%. Компанию не стоит сравнивать с рынком – ведь она корпоративный перевозчик «Газпрома», говорит Пантелеев: маршруты она выбирает, исходя не из экономической привлекательности, а из потребностей концерна, например, в декабре 2010 г. выполнила чартер Томск – Париж, отмечает эксперт. Без дотаций «Газпром авиа» убыточна, продолжает Пантелеев, но «Газпрому» наверняка выгоднее финансировать «дочку», чем покупать услуги на стороне.

Впрочем, планы по расширению парка позволят компании увеличить регулярные перевозки, отмечает Пантелеев. С 2012 г. выполнять регулярные маршруты смогут только перевозчики, в парке которых не менее 10 однотипных судов. Планы по закупкам позволят «Газпром авиа» это сделать, считает эксперт.