Керосин тянет вверх

Аэропортам Москвы все же не хватает керосина – Росрезерв выделит авиакомпаниям 180 000 т топлива. Но цены на него уже выросли до рекорда, а следом подорожал и зимний дизель, для производства которого нужен керосин

Напряжение с авиа-ГСМ есть, признают нефтяники. Чтобы выполнить прямые контракты, приходится сокращать поставки на биржу. В начале сентября так поступили «Газпром нефть» и ТНК-ВР. Та же ТНК-ВР, «Лукойл» и «Роснефть» направили заявки в Росрезерв на случай, если дефицит окажется еще более серьезным. Но керосин из Росрезерва будет поступать не нефтяным компаниям, а напрямую перевозчикам, сообщил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Он не объяснил, почему выбрана именно эта схема. Разработать ее должны участники рынка, отметил он. «Аэрофлот», который покупает на бирже четверть потребляемого керосина, приветствует инициативу правительства выделять топливо потребителям напрямую, сказал представитель компании, отметив, что дефицита перевозчик не испытывает.

Керосина в аэропортах Московского авиаузла (МАУ) не хватит до конца октября, если не будет поставок топлива из Росрезерва, сообщило «Прайм» со ссылкой на замминистра транспорта Валерия Окулова. Он отметил, что проект постановления о выделении 180 000 т керосина уже готов. Таких объемов хватит, чтобы покрыть дефицит до конца I квартала 2012 г., добавил чиновник. То есть в среднем будет выделяться более 30 000 т в месяц.

Неделю назад участники рынка говорили, что только в октябре возможный дефицит топлива в МАУ составит 30 000–50 000 т. Минэнерго, впрочем, заявило, что московские аэропорты заключили контракты на поставку почти 98% необходимых объемов (326 800 т в октябре).

В 2010 г. на топливной бирже продавалось 15% от всех поставок авиа-ГСМ на внутренний рынок, тогда как для мазута этот показатель был 10,8%, дизеля – 7,8%, бензина – 7%, отмечает замдиректора ИАЦ «Кортес» Павел Строков. Но теперь ситуация поменялась. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) последние торги керосином прошли 28 сентября – было продано всего 1920 т топлива, причем за рекордные 33 634 руб. за тонну. В октябре торгов еще не было.

А следом за авиа-ГСМ поползла вверх и цена зимнего дизеля – средняя цена на бирже на прошлой неделе была 28 036 руб./т, на 1,8% выше последней недели сентября, говорит Строков. По итогам вчерашних торгов на СПбМТСБ зимнее дизтопливо подорожало на 8,9% до 32 462 руб., а еще 21 сентября его цена была 22 685 руб. Такой скачок нельзя назвать сезонным – этот вид топлива начинают потреблять в ноябре, указывает Строков: вопрос в цене ингредиентов – керосина и летнего дизеля. Любопытно, что именно заблаговременное формирование запаса зимнего дизеля – с конца августа – и стало одной из причин дефицита керосина, а затем его подорожания. Чем больше добавляется керосина, тем меньше топливо замерзает: есть дизель с точкой замерзания минус 15, минус 30 – и арктический: это минус 50, туда нужно добавлять 50% летнего дизеля и столько же керосина, рассказывал ранее «Интерфаксу» вице-президент «Лукойла» Вадим Воробьев. Что же касается летнего дизеля, то и он подорожал (на прошлой неделе на 7,3% до 26 411 руб./т) из-за изменения техрегламента: с сентября на внутренний рынок нельзя поставлять сернистый дизель, а малосернистого не хватает, отмечает Строков.

Напряжение на рынках надо снимать сейчас, предупреждает Строков: скоро зимнего дизеля потребуется больше, как и керосина, ведь впереди каникулы – высокий сезон для авиакомпаний. Не очень хочется получить ситуацию, аналогичную прошлогодней, когда на АЗС дизтопливо по цене приблизилось к 95-му бензину, отмечает он.