Обрезали маршрут

РЖД отказалась от убыточных рейсов скоростных поездов «Сапсан» по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород. Из-за низкого пассажиропотока компания недосчиталась около 1,4 млрд руб., говорят эксперты

По оценке управляющего активами ФГ БКС Николая Солабуто, РЖД с учетом вложенных инвестиций и текущих затрат на эксплуатацию и обслуживание незагруженного маршрута могла потерять 1,2–1,4 млрд руб.

Заработали на «Сапсанах». 10,4

млрд руб. – столько заработала РЖД с начала эксплуатации «Сапсанов» в декабре 2009 г. по август 2011 г., по данным компании. За время курсирования экспрессы перевезли более 4 млн пассажиров, за первое полугодие этого года – 1,35 млн человек

С 30 октября вмес­то двух пря­мых еже­днев­ных рей­сов Ниж­ний Нов­­го­род – Санкт-Пе­тер­бург РЖД состыкует по времени «Сапсаны», курсирующие по маршрутам Санкт-Петербург – Москва и Москва – Нижний Новгород, сообщила компания. В зимнем расписании четыре ежедневных рейса между Москвой (Курский вокзал) и Нижним Новгородом (по два в каждую сторону) и 12 рейсов (по шесть в каждую сторону) между Москвой (Ленинградский вокзал) и Санкт-Петербургом.

Сотрудник пресс-службы РЖД не скрывает, что прямой рейс отменили из-за низкой загрузки. «Сапсаны» из Нижнего в Петербург идут через Москву и пассажиры пользовались этим, чтобы добраться из Нижнего и Петербурга именно до Москвы. С начала года до 1 октября «Сапсаны» перевезли по маршруту Москва – Нижний Новгород 437 894 человека (средняя загрузка рейсов – 77%), по маршруту Москва – Санкт-Петербург – 1,6 млн пассажиров (загрузка – 90%), говорит он. При этом с 30 июля 2010 г., когда открылось скоростное сообщение между Нижним Новгородом и Петербургом, прямой пассажиропоток не превышал 8%. А считать маршрут рентабельным можно при загрузке не меньше 50%, говорит президент Поволжской логистической ассоциации Андрей Иванов.

Директор нижегородского «Магазина готового бизнеса» Юрий Кузьмичев отмечает неудачное время прибытия прямого рейса из Петербурга в Нижний (после 23.00) и дороговизну билетов (от 5000 до 11 000 руб.). «За 8000–9000 руб. можно улететь в Петербург из Нижнего на самолете, при этом перелет займет всего около двух часов», – говорит он. «Авиаперелеты в Петербург из аэропорта Нижний Новгород включены в расписание с июня, пока проблем с заполняемостью рейсов нет», – рассказал менеджер аэропорта. «Для школьников «Сапсан» слишком дорог, а деловые люди предпочитают самолеты из-за неудобного [времени] прибытия», – соглашается директор петербургской турфирмы «Галактика» Наталья Пелецкая. Валерий Фридман, гендиректор петербургской турфирмы «Мир», работающей на прием, добавляет, что Петербург крайне непопулярен у жителей Нижнего Новгорода. «Они не только «Сапсанами», но и автобусами сюда не ездят, предпочитая Москву, которая для них ближе, а и иногда и дешевле», – говорит он.

В пресс-релизе РЖД объясняет отмену транзитного состава «в первую очередь введением в скором времени на Курском вокзале Москвы системы досмотра пассажиров «Сапсана». По словам сотрудницы пресс-службы, процедура будет занимать от 30 мин до часа.

Время в пути прямого рейса Нижний Новгород – Москва – Санкт-Петербург – 8 часов 4 мин, из Москвы до Нижнего Новгорода «Сапсан» едет 4 часа.

Железнодорожники не собираются перевозить транзитных пассажиров своим транспортом: у пассажиров стыковочных рейсов будет около часа, чтобы добраться с одного вокзала на другой, объясняет представитель РЖД. А стоимость билета «при переходе от транзита к состыковке» не изменится, заверил он. Цены на стыковочные рейсы будут на 5–10% дороже прямых, в тариф наверняка будут заложены дополнительные административные затраты, считает Солабуто.