Мобильник вместо банкомата

Регбист Элестер Лакис всегда плохо разбирался в технике. Но тяжелая травма перечеркнула его карьеру в спорте и неожиданно привела в бизнес. На удивление всем он создал необычайно успешную компанию Monitise, которая разрабатывает системы моментальных мобильных платежей

Что можно, чего нельзя

Элестер Лакис считает, что предприниматель должен: всегда делиться своей точкой зрения с сотрудниками, которым он доверяет, и не обижаться на критику; уметь отказываться от части своих акций в пользу других акционеров: «Лучше владеть 5% акций хорошего предприятия, чем 100% акций никудышной компании»; привлекать талантливых и опытных людей. «Окружите себя людьми, которые умнее вас. Найдите себе столько хороших советчиков, сколько сможете». Предприниматель не должен: ожидать немедленного вознаграждения за свои труды; сосредоточиваться на конкурентах. «Важно понимать действия конкурентов, но не ломать себе голову 24 часа в сутки над тем, что делают другие»; чрезмерно контролировать бизнес: «Поверьте в вашу команду. В конце концов, бизнес – коллективная игра».

С 2002 г. я рассказываю людям о том, что пройдет еще немного времени, и 5,9 млрд мобильных телефонов, которыми владеют жители нашей планеты, станут основным инструментом управления денежными потоками. Через мобильник можно будет, например, снимать деньги с банковского счета или оплачивать товары в бакалейной лавке, – говорит Лакис. – Это совершенно очевидно, просто людям требуется время, чтобы привыкнуть к новым видам финансовых услуг».

Грядет прорыв

Лакис открыл компанию девять лет назад. Через пять лет вывел ее на Лондонскую биржу. Рыночная капитализация Monitise составляет сейчас 250 млн фунтов стерлингов ($386,5 млн). За последние два года она выросла на 100%, что предполагает восьмикратное увеличение дохода в этом году. Рывок вперед был сделан благодаря новой стратегии бизнеса, которая предусматривает большие вложения в технологии и международную экспансию. Тем не менее настоящий прорыв компанию ждет только в 2013 г., полагает Лакис. По оценке исследовательской фирмы Juniper Research, к 2015 г. объем международного рынка мобильных платежей должен достигнуть $670 млрд.

Monitise получает неплохие прибыли в Великобритании и США, но вкладывает всю выручку в экспансию в другие регионы мира. Долгосрочная, хорошо продуманная стратегия уже привлекла в Monitise таких акционеров, как Visa, Standard Chartered и Norges Bank. Марк Джеймс из Liberum Capital, который занимается исследованиями глобального рынка мобильных платежей, уверяет: Monitise уже смогла обойти конкурентов, создав более широкую сеть представительств по всему миру. Развитию бизнеса Monitise будет способствовать и необычайная популярность нового поколения смартфонов, полагает он.

Путь спортсмена

Лакис поздно приобщился к миру высоких технологий. Сын фермера, он в 16 лет окончил школу и сразу профессионально занялся регби. Спортивная карьера начиналась удачно: играл сначала в регби-команде «Сарацины», а затем в клубе «Лондонские ирландцы». Потом переехал на работу в Австралию. Но в 1995 г. множественные переломы ноги заставили его отказаться от продолжения карьеры. Молодой человек устроился работать в гостиничный бизнес и в 1998 г. впервые участвовал в организации проживания гостей международных соревнований, которые проходили в Куала-Лумпуре в Малайзии. Вернувшись в Великобританию, будущий владелец Monitise принял участие в организации интернет-сайта upEpolititix.com и там завязал связи, которые потом пригодились ему в бизнесе.

В 2000 г. на аукционе мобильных принтеров третьего поколения Лакис познакомился со Стивом Аткинсоном из Vodafone. Стив оказался настоящим провидцем. Он предсказывал, что высокие технологии будут использоваться и в секторе платежей. Вдохновленные примером британской сети банкоматов Link, Лакис и Аткинсон решили создать систему мобильных финансовых операций, которая могла бы конкурировать с любым банком и включала бы в себя 50 млн мобильных банкоматов. В 2003 г. они учредили Monitise.

Купят не купят

Регистрация в системе AIM (программа мгновенного обмена сообщениями, предлагаемая компанией AOL) позволила Monitise быстро заработать 21,4 млн фунтов стерлингов ($33, 04 млн), но в 2009 г., во время кризиса, акции компании резко упали. «Многие говорили: «Вам не нужно быть публичной компанией», – вспоминает Лакис. Но Monitise неожиданно получила поддержку со стороны крупных инвесторов. Ее акции быстро восстановились в цене после того, как Monitise объявила о заключении пятилетнего эксклюзивного контракта с Visa – последняя купила 14% ее акций.

В октябре 2009 г. Monitise подписала соглашение с миллионным по счету клиентом. Сейчас систему мобильных финансовых операций Monitise используют 4,5 млн человек по всему миру. С помощью программ Monitise они заключают 120 млн финансовых сделок в год.

Недавно Monitise создала совместное предприятие с британской сетью магазинов, продающей мобильные телефоны, Carphone Warehouse. Проект, который планируется запустить в этом году, позволит пользователям мобильных телефонов заказывать продукцию с доставкой на дом, просто напечатав код товара.

Присутствие Monitise во многих странах и ее способность работать с любым мобильным телефоном и любым финансовым институтом по всему миру, кажется, не оставляет ее конкурентам ни единого шанса победить компанию в конкурентной борьбе. Однако что делать, когда на сцену выходит такой соперник, как Googlе? Последняя недавно назвала создание собственной системы мобильных платежей одной из трех приоритетных задач бизнеса. После этого поползли слухи о том, что Google может купить Monitise.

Но Лакис не придает этим разговорам значения. Его больше интересует грядущий взрыв активности на рынке мобильных платежей. «В ближайшие 10 лет 2,2 млрд банковских карт, которые сейчас существуют в мире, неизбежно отойдут в прошлое. Вся информация будет перенесена в мобильные телефоны», – заключает он.