Вектор


МТС предстоит стать глобальным оператором – обслуживать 200–300 млн абонентов в нескольких десятках стран, заявил Владимир Евтушенков, основной владелец АФК «Система» (крупнейшего акционера МТС). Сейчас компания работает в России и еще в четырех странах. В августе 2011 г. МТС обслуживала 106,2 млн абонентов. То есть ей нужно как минимум удвоить число абонентов и выйти еще хотя бы в десяток стран. Для этого МТС должна либо активно заняться поглощениями, либо объединиться с кем-то из глобальных компаний. Первый вариант технически труднореализуем (в обозначенных Евтушенковым масштабах): сделки M&A всегда штучные, да и у МТС не так уж много свободных денег. Сделки же наподобие объединения Vimpelcom с Wind Telecom Нагиба Савириса тем более на дороге не валяются, переговоры о них длятся месяцами. Готового варианта нет, но он может появиться. Лишь бы все не ограничилось обычной схемой – выкупом очередного актива «Системы», которым в данном случае мог бы стать индийский Sistema Shyam Teleservices.

Клиент пошел нервный

Когда X5 Retail Group объяснила замедление роста сопоставимых продаж в III квартале тем, что потребители сокращают расходы, многие не согласились. Но на этой неделе пришел отчет исследовательской компании Romir, основанный на скан-панели домохозяйств (это когда участники выборки день ото дня сканируют с помощью специального оборудования покупки, сделанные в современных розничных магазинах), из которого следует: потребительские расходы в сентябре снизились по сравнению с августом на 1,5%. Казалось бы, это в рамках погрешности. Но дело в том, что за четыре года мониторинга расходы в сентябре оказались меньше августовских только один раз – в 2009 г. Сами исследователи призывают не торопиться и подождать итогов октября и ноября. Но топ-менеджеры компаний, продающих товары не первой необходимости, жалуются на неудачный сентябрь: покупатели нервничают и не хотят тратиться на необязательные покупки. Осталось подождать пару месяцев, чтобы понять, сумел ли крупнейший российский ритейлер уловить первые признаки новой потребительской рецессии или просто поторопился с выводами.

На связи с миром

Иномарки из Тольятти

Renault-Nissan приходит в Тольятти: две трети производственных мощностей альянса в России будут располагаться на «АвтоВАЗе». Такое решение было принято недавно советами директоров иностранных партнеров, заявил президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. Через пять лет на тольяттинской площадке будет собираться около 1 млн автомобилей под брендами Renault, Nissan и Lada, которые будут продаваться не только в России, но и в других странах, цитирует его «Интерфакс». Комаров имел в виду, что 2/3 мощностей Renault-Nissan будет располагаться не только в Тольятти, но и в Ижевске – «АвтоВАЗ» покупает активы обанкротившегося завода «Ижавто», уточнил его представитель. А под международными рынками имеются в виду страны СНГ, куда все три компании поставляют свои автомобили и сегодня, уверяет он. Об этих планах «АвтоВАЗ», Renault и Nissan объявили еще полтора года назад, но до недавнего времени они оставались лишь предметом ироничных замечаний. Из готовых проектов у «АвтоВАЗа» только сделанная на собственной платформе Granta, которая начнет продаваться с конца года. Судя по решениям советов директоров Renault и Nissan, иномарки на конвейере «АвтоВАЗа» тоже скоро станут реальностью.