Семь скрипок Страдивари на одной сцене – такого не бывает

Семь инструментов Антонио Страдивари на одной сцене, русско-французская дружба и хорошее вино в придачу – проекту «Страдивари-диалог» не хватило только толковой программы
А.Махонин

Затея диалога – развитие инициатив Бернара Магре, французского винодела, на склоне лет отдавшего три своих поместья для занятий молодым талантам и купившего скрипку Страдивари, чтобы на ней играл подающий надежды скрипач Матье Арама.

Решив украсить перспективу виноторговли музыкой и презентовать инструмент в России, Магре и его российские импортеры (компания «Алианта групп») призвали к покровительству ассоциацию «Франко-российский диалог» и пришли с идеей в Московскую консерваторию. Ректор Александр Соколов и его коллеги идею приняли, предложив усилить проект инструментами того же Страдивари, имеющимися в Музее имени Глинки, чтобы получился «Страдивари-диалог». Дабы выставить достойных исполнителей, среди молодых музыкантов провели конкурс. Победители оказались один лучше другого.

И вот наконец на сцене Большого зала консерватории пять скрипок, а также один альт и одна виолончель оказались в руках семи скрипачей, двух альтисток и одного виолончелиста, которые сыграли квартетом, соло, дуэтом с роялем, а также с оркестром. Конечно, для точной дегустации стоило бы сравнить звучание Страдивари и «обычной» скрипки в руках одного исполнителя и на примере одной и той же композиции. Но и без этого ясно, что звучат инструменты Страдивари божественно. Главное их достоинство – качество резонанса: звук так и летит в зал, дерево отражает малейшие нюансы в движении пальцев и смычка. Побеседовать с участниками концерта «Ведомостям» довелось за бокалом вина на фуршете в Корпусе Рубинштейна (раньше известного как «пристройка»), куда перебрался почти весь званый партер. Музыканты вздыхали только о том, что освоить столь прекрасные инструменты пришлось всего за четыре дня («А нужен год», – уверенно сказал виолончелист Александр Рамм) в классах консерватории под строгой охраной (охранник стоял и прямо на сцене), к тому же иногда деля одну скрипку с товарищем. Французский коллега, которому скрипка предоставлена меценатом в личное пользование, был в более выгодном положении. Тем не менее наши – к примеру, Лена Семенова с вариациями Паганини на тему из россиниевского «Танкреда» или Сергей Поспелов с Чаконой Баха – выступили не менее ярко, чем Матье Арама с Хабанерой Сарасате и Вариациями Венявского.

Самым неудачным номером программы стала Концертная симфония Моцарта для скрипки (Гайк Казазян) и альта (Ирина Сопова) с оркестром (камерный оркестр «Московия», дирижер Максим Федотов) – играли кто в лес, кто по дрова. Солисты в этом не виноваты, а с выбором оркестра и дирижера организаторы явно просчитались. Но и в целом программу «Страдивари-диалога» трудно было назвать продуманной – она походила на отчетный концерт музыкальной школы, где номера собраны с бору по сосенке. Заявка на диалог культур, сделанная в самом начале концерта, когда на инструментах великого итальянца прозвучала обработанная Чайковским русская песня «Сидел Ваня на диване», развития так и не получила.