Потери РЖД


В 2014 г. неконсолидированная выручка РЖД вырастет на 24,5% до 1,49 трлн руб. по сравнению с 2010 г., но при этом чистая прибыль компании за тот же период уменьшится в 17,5 раза до 4,5 млрд руб., следует из финплана РЖД на 2012–2014 гг. (копия есть у «Ведомостей»). Уже по итогам 2011 г. чистая прибыль составит всего 11,1 млрд против 78,5 млрд руб. в прошлом году, затем будет постоянно снижаться вплоть до 2013 г. и начнет расти лишь в 2014 г., прогнозирует монополия (подробнее см. таблицу). Финплан с такими показателями в четверг принял президиум правительства, сообщил министр транспорта Игорь Левитин.

Доходы рассчитаны исходя из принятого правительством решения об индексации тарифов на 6% в 2012 г. и на 5,5 и 5% соответственно в 2013–2014 гг., говорится в пояснительной записке. Из-за того что правительство снизило уровень индексации тарифа в 2012 г. (весной РЖД предлагала увеличить его на 7,4%), перевозчик лишится 16,5 млрд руб. выручки, говорится в документе. При этом из-за передачи в этом году остатков инвентарного парка в капитал Второй грузовой компании уже в 2012 г. РЖД потеряет 58,9 млрд руб. доходов и лишится еще 4,4 млрд руб. – в основном из-за снижения погрузки высокодоходных грузов (нефть и черные металлы) и сокращения доли международных перевозок. А в 2013 г., когда после запуска второй очереди ВСТО прекратятся железнодорожные перевозки нефти в сторону Тихого океана, доход монополии снизится еще на 12 млрд руб.

Расходы по основной статье, на выполнение грузовых перевозок, в этом году выросли сильнее, чем доходы, – на 20,3 и 6,2% соответственно, в результате чего валовая прибыль от грузовых перевозок в 2011 г. сократится со 142,8 млрд до 40,1 млрд руб., следует из финплана. С чем это связано, представитель РЖД не говорит. Но, судя по документам РЖД, тенденция продолжится – из-за опережающего роста материальных затрат (в 2014 г. увеличатся на 38,4% по отношению к 2010 г. до 459,5 млрд руб.) быстрее всего будут расти расходы на электроэнергию – на 69,1% до 149,5 млрд руб.

Монополия так и не научилась экономить: ее затраты растут слишком быстро, констатирует аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов, но снижение прибыли обусловлено и ограничением роста тарифа.